О фильме “Киндер-Вилейское привидение”
Сейчас уже мало кто помнит, но “Беларусьфильм” в годы советской власти был не только фабрикой партизанских фильмов, но и создал такие, и по сей день не превзойдённые сказки, как “Приключения Буратино”, “Про Красную Шапочку”, “Питер Пэн”, “Проданный смех”, а также приключенческую дилогию для подростков “Кортик” и “Бронзовая птица”. В XXI веке традиции детского семейного кино в Беларуси продолжает сценарист и режиссёр Елена Турова.
В 2014 году на экраны вышла её третья полноформатная кинолента, чьё название совершенно явно перекликается с искромётным рассказом Оскара Уайлда. Как и в произведении великого англичанина, в фильме не обойдётся без забавного и совсем не страшного призрака, вот только в сюжете Туровой в наличии легкомыслие абсолютно всей семьи по отношению к родовым проклятиям вообще и привидениям в частности.
В лучших традициях советских киносказок в фильме много музыки и даже песен, вполне достойно исполненных (мне кажется, я расслышал вокал Евгения Литвиновича в сценах со старшим из детей, готом Иваном). И пусть спецэффекты на уровне позавчерашнего дня, это не так важно, как унаследованная с тех времён назидательность и поучительность. В детском кино Голливуда такая воспитательная функция купирована ради развлечения, в лентах Туровой она присутствует благодаря материнству. Дочь Вероника, кстати, присутствует во всех фильмах режиссёра на второстепенных ролях (в этот раз её работу над образом главаря местной подростковой шайки Вилейских Копателей заслуженно отметили критики).
По сюжету, невезучий продюсер Костя разоряется и остаётся с многочисленным (бабушка, супруга, четверо детей и собака) семейством без крыши над головой. К счастью, у бабули есть особняк с парком в Вилейском районе, доставшийся по наследству. Приезду новых постояльцев не рад призрак одного из первых владельцев усадьбы, обитающий уже несколько столетий в мрачном, полуразваленном доме…
В фильме много юмора, действительно хорошего и незлого, топорной, но милой компьютерной анимации, хватает и каскадёрских трюков, а главное - он нескучный. И пусть линия сюжета предсказуема, пусть белорусское захолустье идеализировано, всё искупается энтузиазмом актёров-детей и отличной игрой актёров-взрослых (что характерно, и второстепенных, и даже эпизодических). Неплохо выстроены сцены и кадры, прекрасен сам образ призрака и его кота.
Раздражают мультипликационныезвуки, звучащие в картине для пущего юмора, но это, видимо, дань предшественникам из восьмидесятых прошлого столетия и, возможно, моя личная придирка.