Дикие, милые, человечные, самовлюбленные, коварные — как только ни изображали кошек художники. Мало кто в своем творчестве обходился без этих животных, хотя далеко не все их любили. Одни кошки дополняли портреты или групповые композиции, другие сами были главными героями. О постоянных спутниках нашей жизни — в галерее «Ленты.ру».
Пикассо недолюбливал породистых кошек, мирно сопящих на кровати, а к безродным и бездомным всегда относился с симпатией. «Мне нравятся одичавшие кошки, которые охотятся за птицами, носятся по улицам как угорелые, тащат все, что ни попадя», — вспоминал слова художника его коллега Брассай. Таких он и изобразил в своем кошачьем диптихе, включающем в себя работы «Кошка, схватившая птицу» и «Кошка, пожирающая птицу».
Халсману удалось сделать этот снимок с 28 попытки и за шесть часов. Пока фотограф проявлял один кадр и готовился к другому, все остальные ловили и успокаивали недоумевающих домашних питомцев. «Мои ассистенты и я сам промокли насквозь, перепачкались и были близки к полному изнеможению — только кошки выглядели как новенькие», — писал он позже в одной из своих книг. Так авторам хотелось показать невесомость. Причем здесь кошки, казалось бы? А почему бы и нет?
Если Уорхол заставил нас по-новому взглянуть на рекламу, то Рой Лихтенштейн — на комиксы и журнальную графику. Он в несколько раз увеличивал комиксовые картинки, чтобы были видны даже растровые элементы — в результате почти каждая его работа была с ироничным оттенком. Писал он обычно акрилом на холсте, но «Смеющийся кот» выполнен маслом. Вообще, у Лихтенштейна немало кошек, но они тоже комиксовые, изображенные в интерьере, с текстурами и растром.
Еще больше интересных подборок и невероятных историй - в нашем канале. Подписывайся!
Француженка Жюли Мане выросла в семье художников Берты Моризо и Эжена Мане (брата Эдуарда Мане), поэтому с детства привыкла позировать коллегам и друзьям родителей. Среди них был и Ренуар, написавший несколько портретов девочки. Неудивительно, что мадемуазель выглядит несколько утомленной: поиграть бы с куклами, а тут сиди неподвижно несколько часов. Зато кот или даже котенок очень доволен. Ренуар любил этих животных и нередко изображал их в своих картинах. Жюли, между тем, пошла по стопам родителей и тоже внесла немалый вклад в искусство.
Эту работу Егора Кошелева некоторые, возможно, видели на канцелярской продукции — например, блокнотах от галереи «Шалтай-Болтай». Художник представлял «Красный гурман» в начале года на выставке «Котики в Манеже», которую сам же и курировал.
«Белый кот» француза Пьера Боннара получился практически карикатурным. Художник долго прикидывал, как должны выглядеть лапы и тело кота в движении. Он оставил множество черновиков, да и саму работу несколько раз переделывал. «Искусство не есть природа», — часто говорил Боннар, создавая свои картины с немалой долей юмора. Кошек он рисовал часто — обычно в качестве дополнения к какой-то композиции.
Белый лубочный кот Лебедева подглядывает за натурщицей с одноименной картины Александра Дейнеки, хотя у того женщина смотрит в окно на крыши многоквартирных домов. Почти такой же зверь, только черный, появляется у Лебедева в работе «Мартовские коты», отсылающей к «Марту» Исаака Левитана.
А вот Хокни больше любил собак и написал много картин с ними. Кот, тем не менее, появился на одном из его самых известных полотен — «Мистер и миссис Кларк и Перси». В центре сюжета — супружеская пара, дизайнеры одежды Оззи и Селия Кларк, изображенные нетрадиционно далеко друг от друга. Художник, друживший с ними, знал, что брак Кларков — не идеальный. Он решил поместить между ними не только окно, но и белого кота — символ неверности. Супруги действительно вскоре развелись.
«Черный кот» Стейнлена сегодня — символ Парижа. Художник часто изображал именно кошек, это был его «фирменный» знак. Причем он совсем не старался наделять их человеческими чертами, высмеивая общество, как карикатуристы. Кошки у Стейнлена — существа самостоятельные, со своим характером. «Черного кота» он создал как афишу к одноименному парижскому кабаре. Заведение разорилось, хотя некоторое время пользовалось популярностью. А вот афиша пережила и банкротства, и кризисы, и современных Стейнлену любителей развлечений, и его самого.
Полотном «Красное яйцо» австриец Кокошка отреагировал на мюнхенское соглашение 1938 года, согласно которому Чехословакия отдавала Германии часть своей территории. Документ подписали, помимо Германии, Франция, Италия и Великобритания. Художник изобразил это в виде дележки красного яйца. Угадываются карикатуры на Гитлера и Муссолини. Огромный жирный кот, с удовольствием поглядывающий на тарелку и ждущий, пока ему что-нибудь перепадет, — тоже скорее антигерой.
Классик кинетического искусства Александр Колдер прославился скульптурами из проволоки или любых других подручных материалов, движущихся с помощью ветра или электричества. К таковым относится и его «Мобильный кот», напоминающий реальных животных лишь условно, зато он тоже бегает за хвостом. Или хвост за ним.
Говорят, что Уорхол постоянно заводил сиамских котов и всех их называл Сэм. Он довольно часто зарисовывал кошек, но, как правило, с чьей-то фотографии или другой картинки, так как подвижные объекты давались ему с трудом. В 1954 году вышли книга Уорхола «25 котов по имени Сэм и одна голубая кошка», а также книга его матери «Святые кошки». У Джулии Уорхол кошки близки человеку — носят шляпы, выражают эмоции. У сына же питомцы получались естественнее.