Ведение вахтенного журнала на судне - одно из обязательств команды. В нем фиксируют не только состав команды, даты прибытия и отплытия, но и подробности о столкновениях, кораблекрушении и других эксцессах. Вахтенный журнал является основным навигационным документом, а его записи имеют юридическую силу. В случае угрозы затопления судна одна из основных обязанностей капитана - сохранить журнал.
Не путайте бортовой журнал с вахтенным - это абсолютно разные вещи. Первый относится к воздушным судам, второй - к водным.
Вахтенный журнал должен быть на морских, речных и смешанных суднах. Конечно, если вы отправляетесь на своем катере на рыбалку, он вам не понадобится. Но если вы решили предпринять долгое путешествие, отправиться в регату или просто отдохнуть, судовой журнал имеет место быть. Ниже изложены основные правила по ведению вахтенного журнала.
За своевременное заполнение журнала несет ответственность капитан судна. Журнал заполняет вахтенный начальник - старший по вахте, расписываясь при приеме и сдаче судна;
Перед началом плавания на первой странице журнала указывают порт, из которого судно выходит в плавание, а также число и месяц. Также фиксируется время снятия с якоря и швартов, цель и маршрут плавания, состав экипажа с указанием должностей, данные о ветре, волнении, видимости и поставленных парусах или включении двигателя.
Записи ведутся простым карандашом, однако стирать ошибочные отметки и записи запрещено. В случае допущения ошибки, их необходимо заключить в скобки, аккуратно зачеркнуть и пометить сноской "зачеркнуто", заверив подписью ведущего журнал.
В специально отведенных графах на левой стороне журнала фиксируются все изменения курса и скорости, а также координаты и время смены вахт.
Правая сторона журнала предназначена для фиксации всех событий и происшествий, которые могут послужить для воспроизведения условий плавания, стоянок и всяких происшествий. К таковым относятся: время и место швартовки и отшвартовки;
- постановки на якорь и снятия с якоря;
- маневры парусами или двигателем;
- результаты промеров глубин;
- положение, определённое пеленгацией, счислением или иными методами;
- время прохождения траверсов навигационных знаков или других ориентиров;
- время подачи туманных сигналов;
- время включения и выключения ходовых огней;
- крен судна;
- время передачи сигналов и знаков, требуемых МППСС или правилами судоходства в соответствующем районе;
- изменение судового времени;
- географические координаты на данное время;
- состав экипажа и смены в его составе;
- прохождение таможенного и пограничного контроля;
- буксировка;
- состояние запасов на судне;
- откачивание воды из трюма;
- преступления, совершённые на судне;
- жалобы и заявления экипажа;
- случаи рождения и смерти;
- несчастные случаи с судном или экипажем;
- проведенные аварийные учения;
- портовые оплаты и т.п.
Новые сутки начинаются с новой страницы, записью "00:00 …" и заканчиваются записью "24:00", при этом в свободном месте страницы проставляют прочерк Z-образной формы и переходят на следующую.
Иногда во время вахты записи ведутся в черновике, а ко времени сдачи вахты их переносят в судовой журнал.
По окончании каждого перехода капитан яхты (штурман) записывает на левой странице пройденное за время перехода расстояние по генеральному курсу и фактическое число ходовых часов (с учетом лавировки), среднюю скорость по генеральному курсу и по прокладке.
Следите за нами на нашем сайте, подписывайтесь на обновления в "Вконтакте" и "Instagram".