Найти в Дзене
Истории об истории

Растения-конкистадоры

Незваный гость хуже татарина.

Эпоха великих географических открытий принесла Старому свету не только новые континенты, поток денег, рабов, бесценные пряности и земли для колонизации. Корабельные трюмы отплывающих в Европу судов среди прочего были набиты незнакомыми до сих пор семенами: кукуруза, томаты, кабачки, тыквы, подсолнухи, георгины и петунии отважно отправились колонизировать новую землю.

Шли годы, каждый век укорачивал расстояния, географический барьер становился тоньше, а Земля меньше. Люди бессознательно или по своей воле переносили растения с одного конца света на другой, перевозили семена в вагонах, кораблях, на подошвах башмаков и в сумках на многие тысячи километров.

Когда-то с горстки конквистадоров началось уничтожение коренных народов обеих Америк. Нескольких семян инвазивных растений достаточно, чтобы навсегда истребить сотни коренных видов. 

Заброшенные поля, пустыри, обочины дорог, любые нарушенные человеком участки земли часто становятся плацдармами для инвазионной флоры. Самый известный заносный сорняк Европейской части России, борщевик Сосновского, выбирает именно такие места. Heracleum, Геракл – вот гордое латинское название этого рода. И высокий (под четыре метра ростом), могучий, живучий борщевик вполне оправдывает данное ему Линнеем имя.

-2

Человек на фоне борщевика кажется таким слабым и беззащитным...

В роде Heracleum выделяют около семидесяти видов,  причём далеко не все из них опасны. Центр разнообразия борщевиков находится на Кавказе, но как тогда они попали в Россию?

Дело в том, что стране в послевоенные годы среди прочего нужно было восстанавливать животноводческую промышленность, а животные хотят есть. Борщевик крупный, высокий, даёт много растительной массы, очень быстро растёт, устойчив к грибкам и плесеням, его не едят насекомые, он может расти в холодном климате – мечта животновода! Вскоре, борщевик заколосился на полях Мурманской, Архангельской области, а потом распространился восточнее, западнее, южнее. Началось освоение территории.

-3

Положение дел на сегодняшний день

Однако новая кормовая культура показала себя не с лучшей стороны. Борщевик оказался слишком сочным, значит, не годился для приготовления силоса. Листья растения содержали фуранокумарины, вещества с неприятными свойствами: они могли приводить к бесплодию и отсутствию молока у скота, повышали чувствительность покровов к ультрафиолету. Когда сок растения попадает на кожу, солнечный свет запускает каскад химических реакций: фуранокумарины встраиваются между цепочками ДНК, реагируют с азотистыми основаниями, сшивают нити ДНК между собой. Повреждённая клетка не знает, как работать, все процессы идут беспорядочно, кожа покрывается водянистыми волдырями. Борщевик синтезирует эти вещества для собственной защиты, но вовсе не от нас. Фуранокумарины повреждают ДНК бактерий и грибов-фитофагов.

-4

Последствия встречи человека с борщевиком

Истинное лицо переселенца с Кавказа увидели слишком поздно. Культивировать борщевик перестали, но он дичал и распространялся всё бесконтрольнее.

Бороться с сорняком оказалось сложно (ещё бы, он же Геракл!) – вырви его, но длинный корень даст жизнь новым стеблям, если в почве останется хотя бы кусочек. Семена многочисленны, устойчивы к гербицидам, долго сохраняются в земле. Судя по количеству борщевика в предместьях Москвы, борьба (если она есть) особенных результатов не даёт.  

Попадая на новые территории издалека, в чужие поля, леса и луга, инвазивные растения конкурируют с местными видами за место под солнцем, вытесняют их, уничтожают, что приводит к тотальному изменению флоры.

В России никто не контролирует, что ты сажаешь у себя в палисаднике или на клумбе (если это не плантация конопли или опийного мака, конечно же). Когда-то привезённые из Америки ясенелистный клён и ясень пенсильванский начинали свой путь именно с декоративных посадок в тенистых аллеях. Потом выбрались на волю, ушли в пойменные леса, вытесняя с насиженных мест ивы и тополя, заняли пустыри и обочины дорог.

-5

Пыльца клёна ясенелистного - сильный аллерген

Растения сбегают не только с приусадебных участков и парков - ботанические сады подарили нашей флоре много инвазивных видов. Когда из зоологического сада сбегает лев, все понимают опасность: хищник, зубищи, клычищи. Растение совершает побег незаметно.

Из ботанической коллекции ускользнул золотарник гигантский, наводнивший всю Европейскую часть России своими длинными, живучими корневищами. Золотые заросли этого американского растения можно увидеть буквально всюду.

-6

Железистый бальзамин, приехавший из Гималаев, вытесняет аборигенную флору с берегов озёр и рек, обладая способностью надолго сохранять всхожесть семян в почве. Кусочки корневищ и семена этих видов могут расселяться на большие расстояния, колонизируя всё новые и новые территории.

-7

Цветки бальзамина железистого

Амброзия – теперь это слово означает вовсе не пищу греческих богов. Оно ассоциируется только с амброзией полыннолистной, чумной палочкой растительного мира. Пыльца амброзии – сильнейший аллерген. Отёки, насморк, повышение температуры заставляют аллергиков страдать во время её цветения. Скот, который наелся амброзии, даёт горьковатое, невкусное молоко. Она забивает посевы, снижает урожайность.

-8

И, к сожалению, практически неистребима, несмотря на сотни миллионов евро, которые европейские государства выделяют на программы борьбы с этим карантинным сорняком из Америки.

-9

Пыльцевое зерно амброзии под сканирующим микроскопом

Рядом со свалкой можно найти себе ещё один источник аллергенов: циклахену дурнишниколистную. Когда-то на это североамериканское растение любовались посетители Киевского ботсада, после она распространилась по Украине, а потом по Белоруссии, а потом по России.

-10

Собака в циклахенах

Декоративные люпины (родом из Северной Африки) тоже способны расти сами по себе, вытесняя понемногу всех конкурентов с лугов и полей. Эти бобовые образовывают симбиоз с бактериями, фиксирующими азот, что приводит к изменению состава почвы и, как следствие, исчезновению многих видов, угнетению развития грибницы. Поэтому, грибники, знайте: на люпинном поле не соберешь ничего, кроме люпинов.

-11

Вместо разнотравного луга остался только люпин

Горчак ползучий, всем своим видом сообщающий нам: «Я просто безобидный василёк!», почти не поедается скотом. Поэтому на землях, где пасутся коровы или овцы, становится всё меньше других растений и всё больше горчака. Скот оставляет после себя непригодные для выпаса поля, занятые только этим растением. Из Средней Азии горчак распространился по засушливым местам всего мира, включая далёкую Австралию.

-12

Горчак, очень напоминающий васильки

С помощью острых и цепких колосковых чешуй семена ценхруса малоцветкового цепляются к шерсти животных и одежде людей и даже протыкают шины автомобилей. При поедании скотом колоски ценхруса ранят рот и слизистые животных, что вызывает воспаления, нагноения, язвы и болезни.

-13

В книге: «Biological Invasions: Economic and Environmental Costs of Alien Plant and Animal» приводятся данные о размере материального ущерба от инвазивных видов растений, животных и грибов. Цифра впечатляющая: почти полтора триллиона долларов! Это около пяти процентов мировой экономики. Это деньги, которые могли пойти на развитие медицины, освоение космоса, новые фильмы, грандиозные здания, но ушли на расплату за собственную беспечность и глупость.

Облепиха, щирица, элодея, мелколепестник, галинзога, эхиноцистис, душистая ромашка, робиния ложноакациевая, белый тополь – распространённые инвазивные растения, уже ставшие почти привычными для наших глаз.

-14

Белой акации гроздья душистые... На самом деле, это робиния, не акация

-15

Щирицу знают все, кто когда-нибудь заходил в огород

-16

Элодея - живой пример тому, что инвазивные виды атакуют не только сушу

Они повсюду, они невежливы и неделикатны, они напористы и не упустят своего. Инвазионные виды уничтожают конкурентов, снижают биоразнообразие, устойчивость экосистем. Заросли американского клена или поля борщевика – это символ нашей легкомысленности и тревожный знак возможной катастрофы. Людям следует помнить: инвазионные виды, как пороки, проникают через самую маленькую щелочку, но не выходят даже через широко открытую дверь.  

-17