Самокат – одна из самых любимых детских игрушек, один из самых удобных видов транспорта в современных городах. Но только ли в современных? Что Вы скажете, если узнаете, что история самоката насчитывает более двухсот лет – и это как минимум!
Как появился самокат?
Конечно, точного ответа на этот вопрос я сам не знал. Ну и вот решил залесть в сеть Интернет и почитать об этом.
К сожалению, ранняя история самоката достаточно туманна и противоречива. Иными словами, точной информации об авторе самоката попросту нет: сохранились какие-то свидетельства, но, до определённого момента, они все довольно сомнительны.
Если двигаться в хронологическом порядке, то первые признаки самоката встречаются в истории 16-17 века. Это старые фрески и витражи, на которых ангел изображён на чём-то, очень напоминающем как раз двухколесный самокат. Впрочем, это средство передвижения вполне может оказаться и колесницей, именно поэтому витраж нельзя считать стопроцентно верным доводом.
Следующее упоминание о самокате относится к 1761-му году – именно тогда каретный мастер Михаэль Касслер, работавший в Германии, изобрёл похожее устройство для передвижения. К сожалению, именно похожее: руля с привычным нам управлением передним колесом в конструкции не было, так что, самокатом её назвать нельзя.
Спустя тридцать лет в истории происхождения самоката всплывает имя графа де Сиврака – француз сконструировал «селярифер». Фактически, это был тот же самокат Касслера, но уже во Франции и более известный. Но и здесь не обошлось без проблем: большинство современных историков сходятся во мнении, что граф де Сиврак не принял в истории создания самоката вообще никакого участия… потому что был вымышленным персонажем.
Именно так: считается, что де Сиврак вышел из-под пера журналиста Луи Бодри, создавшего его в 1980-х. Прототипом графа стала вполне реальная историческая личность: Джин Хенри Сиврак, получивший в 1917-м году патент на импорт экипажей с четырьмя колёсами.
И вот здесь мы наконец подходим к первому действительно достоверному свидетельству о происхождении самоката. В 1817-м году Карл фон Дрез – изобретатель из Германии – сконструировал «машину для ходьбы»: два колеса, деревянная рама, руль с подвижным передним колесом – это уже был полноценный самокат.
Конечно, вполне может быть так, что фон Дрез просто взял чужую идею и доработал. Но даже если и так, то нельзя спорить: сегодня в ответе на вопрос «Что такое самокат?» явно будет что-то про управляемое переднее колесо. А заслуга в изобретении такого руля принадлежит именно Карлу фон Дрезу.
Более того: возможно, без фон Дреза истории самоката попросту не было бы! Именно он начал продвигать своё изобретение так активно, что о самокате узнали по всему миру. На «дрезинах» (именно так называли самокаты фон Дреза) катались в США и во Франции, в Великобритании и Германии – они приобрели огромную популярность!
История самоката: эволюция до наших дней
В общем-то, Карл фон Дрез изобрёл концепцию, которая осталась почти неизменной до настоящего момента. Далее шла гонка материалов и отдельных узлов – к примеру, в Англии самокаты делали железными, а в Германии любили ставить на деку сидение.
Прорыв случился только в начале 90-х, когда Вим Оботер – бывший банкир из Швейцарии – впервые в истории сделал самокат складным. Именно тогда двухколёсная площадка с рулём стала идеальным выбором для быстрых поездок по городу: приехав на место, его просто складывали и убирали в чехол.
Сегодня самокат вполне способен конкурировать с теми же велосипедами – в первую очередь, из-за своей мобильности и манёвренности. И это просто здорово!
Спасибо, что дочитал. Не забывай про лайк (<--) и подписку, если тебе интересна эта тема.
Спойлер:
Может быть, когда-нибудь, я выпущу такое же, только про велосипеды)).