3 правила работы с цветом в живописи. Освещение
Наверняка мнногие сталкивались с грустью и апатией в холодный пасмурный день, которая мгновенно превращается в беспричинное воодушевление в яркую солнечную погоду. Возможно, всё дело в недостатке витамина D, который у нас вырабатывается на солнце, но есть ещё и другой секрет. В зависимости от освещения полностью меняется цветовая палитра всех окружающих нас предметов. В ясную погоду мы видим насыщенные цвета и резкие тени, которые являются синонимом динамики и позитива; в облачные дни тени размываются, и создается ощущение покоя или даже лёгкой грусти за счёт снижения контрастности. Кроме того, собственный цвет предметов зависит от температуры освещения, что также влияет на наше впечатление от окружающего нас пейзажа.
Как правильно рисовать тени?
Часто начинающие художники обращают внимание только на тональную моделировку формы, изображая в тени предмета тот же цвет, что и на свету, лишь с разницей в тоне. Это серьёзная ошибка, потому что цвет всегда меняется. Невозможно нарисовать одним и тем же пигментом и свет, и тень!
Чтобы создать реалистичное изображение предметов, необходимо помнить следующие аксиомы:
1. Если освещение тёплое, то в тени появляются холодные оттенки, и наоборот, если освещение холодное, в тени появятся тёплые оттенки. Например, если мы рисуем при ярком солнечном свете в безоблачный день пейзаж, то в тени могут присутствовать тёплые оттенки, так как дневной свет чаще всего бывает белого, голубоватого или лимонного оттенка и считается холодным светом. На восходе и закате солнечный свет, как правило, тёплый – ярко жёлтый или оранжевый, поэтому в тени появляются холодные синеватые и голубоватые оттенки.
Если же мы рисуем при электрической лампе накаливания, то тени заметно похолодеют, вы увидите оттенки синего, фиолетового или даже зелёного.
Также и в пламени костра или свечи, которые дают тёплое освещение, в тенях появляются холодные оттенки.
Однако при использовании люминесцентной лампы с холодным светом (от 4000 K) тени станут заметно теплее, как и при холодном лунном свете.
2. В тени появляются оттенки, противоположные на цветовом спектре локальному цвету предмета. Это простое правило означает, что в собственной тени предмета мы можем увидеть оттенки дополнительного цвета. Например, вы рисуете натюрморт с красным яблоком, персиком и синим виноградом. Дополнительным цветом для красного будет зелёный цвет, для жёлтого — фиолетовый, для синего — оранжевый. Именно поэтому в тенях вы сможете наблюдать оттенки зелёного, фиолетового и оранжевого цвета соответственно.
Если обратиться к цветовому кругу, то эти пары будут такими: жёлтый и фиолетовый, зелёный и красный, синий и оранжевый. И промежуточные между ними, соответственно.
3. Освещённый теплым светом предмет, имеющий тёплый локальный цвет, на свету становится ещё ярче и насыщеннее, а предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится ближе к ахроматическому цвету, равному по тону. А предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится еще ярче, звонче и насыщеннее.
Например, мы рисуем апельсин, освещённый лампой с тёплым светом. На свету участок апельсина будет казаться еще ярче и насыщеннее, чем он есть, в то время, как в тени оранжевый цвет не только заметно станет холоднее, но и потеряет цветность. Такого эффекта можно добиться при помощи синей краски.
Многим известно, что дополнительные цвета, положенные на холсте рядом, усиливают друг друга. Но не все знают, что дополнительные цвета при смешивании друг с другом на палитре нейтрализуют друг друга. Если же этот апельсин мы осветим дневным холодным светом, то на свету его цвет станет более блёклым, в то время как в тени появятся «горящие оттенки».
Эти простые правила позволяет предугадать, какой цвет появится в тени или на свету и правильно подобрать оттенки для смешивания. Приятного вам рисования!
Источник: https://www.toybytoy.com/stuff/10-tips-from-Neva-palette-how-to-learn-to-draw-2