1965 год стал для популярной музыки переломным моментом. Музыканты один за одним начали вырываться из тисков условностей. Музыка начинала становиться все более изощренной, а тексты – более осмысленными и многослойными.
Первым на неизведанную доселе территорию пришел Боб Дилан. В марте 1965 года он выпустил пластинку «Bringing It All Back Home», на которой с успехом продемонстрировал, что писать серьезные тексты для рок-музыки вполне реально. Фурор, произведенный альбомом Дилана, оказался настолько мощным, что заставил переосмыслить свои подходы к популярной музыке практически всех музыкантов того времени. С другой стороны, все большие студийные возможности и все возрастающая независимость музыкантов от своих боссов из компаний грамзаписи позволили тем экспериментировать в студии и записывать ту музыку, которая им нравится.
Битлз, безусловно, испытали на себе влияние не только Дилана, но и американской музыки вообще – например, соула и фолк-рока. У МакКартни и Леннона постепенно созревало понимание того, что музыкальный альбом можно сделать не просто набором хитов вперемешку с «заполнителями», а цельным произведением искусств.
Работа над «Rubber Soul» началась в октябре 1965 и продолжалась всего 4 недели. Впервые за долгое время музыканты имели возможность записываться, не отвлекаясь на другие дела – гастроли, съемки в фильмах и так далее.
Очень сильно изменилось звучание. Битлз все больше становились «студийной» группой: сложность аранжировок была такой, что повторить их на концерте становилось уже невозможным. Впервые были использованы новые для поп-музыки инструменты, например, ситар и фисгармония.
Но самым очевидным изменением явилась лирика. Группа полностью отошла от простеньких текстов уровня «мальчик-девочка». Лирика стала более сложной, созерцательной и, местами, даже неоднозначной.
В 1995 году Харрисон признался, что «Rubber Soul» является его любимым альбомом:
Мы определенно знали, что делаем хороший альбом. Мы потратили на него больше времени и попробовали новые вещи. Но самое важное – мы вдруг услышали тот звук, который раньше слышать не могли.
Пластинка появилась на прилавках перед Рождеством. Ее появление как бы разделило всю популярную музыку на две части: «до» и «после». Как выразился один журналист, «сейчас мы живем в будущем, которое изобрел этот альбом». Пластинка оказала огромное влияние на всех. Пит Таунсенд из «The Who», Рэй Дэвис из «Kinks», Брайан Уилсон из «Beach Boys», «роллинги» - каждый из них хотел записать свой «Rubber Soul».
Главные треки альбома:
«Drive My Car». Сатирическая песня про девушку, которая – на вопрос парня о ее планах – сказала, что собирается стать кинозвездой и предложила тому быть ее личным шофером. МакКартни также уверял, что «drive my car» у черных блюзменов является эвфемизмом, означающим секс.
«Norwegian Wood (This Bird Has Flown)». Навеяно Бобом Диланом. Стала первой рок-композицией, в которой использован ситар. Одна из немногих песен Битлов, имеющая трехдольный размер.
«Nowhere Man». Леннон написал песню после пяти часов тщетных усилий.
В то утро я потратил пять часов на то, чтобы написать песню, которая бы хорошо звучала и была наполнена смыслом. В конце концов я сдался. И тут родилась песня «Nowhere Man».
Стала одной из первых песен группы, в которой нет любовного подтекста.
«Michelle». Одна из старых песен МакКартни, которую он начал писать еще в 1959 году. Леннон позднее вспоминал о том, как помогал Полу дописать мелодию:
Я написал восемь тактов в средней части «Michelle», одной из песен Пола. Как-то он напел мне первые несколько тактов и спросил: «Ну и как мне быть дальше?» Я слушал Нину Симон, кажется, песню «I Put a Spell on You», и там была строчка, в которой повторялось: «Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя». Я и предложил вставить это в середину: «I love you, I love you, I lo-o-ove you». Моим вкладом в песни Пола обычно становились блюзовые интонации. В противном случае «Michelle» стала бы чистой балладой. Он привносил лёгкость и оптимизм, а я — печаль, диссонансы, грустные блюзовые ноты. Был момент, когда мне казалось, что я не пишу мелодии, что их пишет Пол, а я сочиняю только кричалки — самый типичный рок-н-ролл. Но если вспомнить такие песни, как «In My Life» или — из ранних — «This Boy», то понимаешь, что и xopoшие мелодии были мне по плечу.
«In My Life». «По-моему, "In My Life" — моё первое настоящее серьёзное произведение. До тех пор я писал горы песен, но выбрасывал их без тени сожаления. Одна часть моего разума писала книги, а вторая выпускала такую продукцию, как „я люблю тебя“ и „ты любишь меня“, потому что это было наше с Полом занятие того времени. Я всегда пытался придать словам некоторый смысл, но по-настоящему это меня не заботило.» (Дж. Леннон)
Понравилась статья? Поставьте лайк! It's so easy.
Понравилась пластинка? Попробуйте это -
The Beatles - Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band
George Harrison - All Things Must Pass
The Zombies - Odessey and Oracle
Neil Young - Everybody Knows This Is Nowhere
The Kinks - Something Else by the Kinks
The Kinks - The Village Green Preservation Society
Мы ВКонтакте