Рассказываем о маршрутах, протоптанных когда-то известными петербуржцами и ленинградцами. Сегодня вспоминаем места, где бывал писатель Сергей Довлатов.
Рубинштейна, 23 - Дом Довлатова
В доме на Рубинштейна Довлатов прожил с 1941-го - года своего рождения - и вплоть до отъезда из России в конце 1970-х. Маленький Довлатов жил с мамой и пожилой няней-немкой. Их дом - а на самом деле, две комнатухи в коммунальной квартире - был открытым, хлебосольным, сюда часто захаживали писатели, актеры, художники, режиссеры... По воспоминаниям современников, жизнь здесь ничем не напоминала убогий коммунальный быт - в доме всегда водилась скромная, но вкусная еда, накрахмаленное белье и новые книги. На фасаде здания, где Довлатов провел свое детство и молодость, висит памятная табличка, напоминающая прохожим о знаменитом обитателе Рубинштейна, 23, однако, музея здесь все еще не существует.
Наб. Фонтанки, 62 - Школа № 206
А по этому адресу располагалась школа, куда ходил Довлатов и откуда его, разумеется, не раз хотели исключить. Школа эта - одна из старейших в Петербурге, когда-то называлась Петровским коммерческим училищем, основанным на средства петербургского купечества. В 1940 году учебное заведение превратилось в общеобразовательную школу для советских мальчиков с присвоением номера - "206". Вот что пишет Лев Лурье об этом месте:
Послевоенные мужские школы в Ленинграде напоминали детдома. В них учились ребята из самых разных семей, у всех было очень нелегкое детство: одни пережили блокаду, другие - эвакуацию и возвращение в обескровленный город. У большинства отцы погибли на фронте. Для домашнего мальчика, каким был Сережа, попасть в подобную мужскую школу было серьезным испытанием. Сережа учился плохо.
Университетская набережная, 11 - Филфак СПбГУ
Следующая ступень образования - университет. По окончании школы Довлатов пошел учиться на филфак СПбГУ - на тот момент одно из самых богемных и безумных мест молодежного Ленинграда. Довлатов поступил на финское отделение, правда, финский язык толком так и не выучил. Сам он вспоминал: "Корпуса университета находились в старинной части города. Сочетание воды и камня порождает здесь особую, величественную атмосферу. В подобной обстановке трудно быть лентяем, но мне это удавалось". Здесь, на филфаке происходило, кажется, все самое важное - знакомство с писателями-мастодонтами, с единомышленниками и, конечно, любовь. Именно на филфаке Довлатов в толпе симпатичных филологинь разглядел свою первую жены Асю Пекуровскую.
Невский, 36 - Ресторан "Восточный"
В свободное от учебы время молодежь зависала в рюмочных, пивных окопах или богемных ресторанах. Самым популярным из таких был, пожалуй, "Сайгон". Однако, как выяснил Peterburg2, "Сережа не очень любил рестораны. И "Сайгон", кстати, тоже терпеть не мог. Он говорил, что там только кофе и какие-то хиппи" (А.Ковалева, Л.Лурье. Довлатов). А вот "Восточный ресторан", располагавшийся на первом этаже здания с гостиницей "Европейская", Довлатов и его компания уважали. Ходили туда действительно часто. Один из друзей писателя вспоминал:
Это было самое популярное место в городе - ресторан, где каждый день собиралась более или менее одна и та же компания. Денег у нас, конечно, было мало. Но жизнь тогда была очень дешевая, можно было спокойно поужинать за два рубля. Так что нам всегда хватало на сухое вино и на всякие закуски. А если вдруг не хватало, мы могли оставить в залог часы, например, или документы.
Финляндский вокзал - "Квартирка на пятом этаже"
Не знаем, где доподлинно это свершилось, однако, по словам Иосифа Бродского, - "в квартире на пятом этаже около Финляндского вокзала". В этой квартире на пятом этаже познакомились Довлатов и Бродский. Как вспоминал последний, знакомство состоялось благодаря нами уже упомянутой первой жене Довлатова Асе. "Хозяин квартирки был студентом филологического факультета ЛГУ. Квартира была небольшая, но алкоголя в ней было много. Это была зима то ли 1959-го, то ли 1960 года, и мы осаждали тогда одну и ту же коротко стриженную, миловидную крепость, расположенную где-то на Песках. По причинам слишком диковинным, чтоб их тут перечислять, осаду эту мне пришлось вскоре снять и уехать в Среднюю Азию. Вернувшись два месяца спустя, я обнаружил, что крепость пала", - писал Бродский. Кстати, познакомившая их с Довлатовым Ася Пекуровская утверждала, что первая встреча писателей произошла на Рубинштейна, а квартирки на Финвале и в помине не было.