Советская драма об отважном милиционере и его четвероногом друге вышла в 1964 году, а посмотрели ее больше 30 миллионов зрителей. И несмотря на то, что прошло уже полвека, картина до сих пор вызывает бурный интерес как у старшего, так и подрастающего поколения. Еще бы, ведь в главной роли снялся сам Юрий Никулин, а сюжет пропитан добротой, смелостью и любовью к животным. Мало кто знает, что на съемках фильма происходили забавные истории, заслуживающие особого внимания.
1. Три собаки
Сюжет охватывает достаточно долгий период жизни главного героя, младшего лейтенанта Глазычева. Соответственно, его верная собака не должна выглядеть в кадре одинаково. В самом начале - это молодой, задорный пес, а под конец - старое, уставшее от постоянных ранений животное. Чтобы картина была достоверной, режиссер Семен Туманов решил приобрести трех овчарок одинаковой масти, но разного возраста. Однако когда начались съемки, оказалось, что кинологи привезли только двух псов. Третьего пришлось искать по объявлению в газете: собака была не обучена, но зато была невероятно похожа на своих "дублеров".
2. Неожиданные страхи
Для имитации ветра во время съемок используют специальное приспособление - ветродуй. Особенность работы советского механического агрегата состояла в том, что устаревший мотор работал невероятно громко, заглушая все звуки на площадке и создавая вибрацию. Одна из важнейших сцен в фильме - когда лейтенант Глазычев продирается с овчаркой сквозь снежную бурю, должна была сниматься как раз с помощью ветродуя. Проблема возникла с самого начала: все три собаки, которые были в распоряжении съемочной группы, поджимали хвост и убегали сразу после запуска грохочущего мотора. А в контексте сюжета такое поведение было совсем неуместным, ведь Мухтар - смелый боевой пес, который ничего не боится.
Решение пришло неожиданно. Режиссер вдруг вспомнил, что несколько месяцев назад получал письмо от некоего рабочего из Киева, Михаила Длигача. Любитель собак писал в "Мосфильм" с просьбой задействовать в съемках его овчарку, которую он расхваливал на все лады. Через два дня Длигач прилетел в Москву со своим псом Дрейком, который действительно оказался смелым. Дело в том, что по роду службы хозяину приходилось много работать в аэропортах, куда он брал своего питомца. Там-то Дрейк и привык к громкому шуму самолетных турбин. Сцену со снегом и ветром сняли с первого раза.
3. Имитация старости
Согласно сюжету в конце фильма Мухтар должен выглядеть уставшим, старым, перенесшим несколько серьезных ранений животным. Однако все собаки, которые были в расопряжении съемочной группы, были чересчур бодрыми и веселыми, что совсем не устраивало режиссера. На помощь пришел находчивый Юрий Никулин. Он придумал специальное проволочное приспособление, крепившееся к ноге собаки и не дававшее ей ходить быстро и ровно. Болей животное не испытывала, зато хромота выглядела как настоящая. Когда речь зашла за шерсть Мухтара, артист предложил намазать ее сладким сиропом, а потом слегка протереть. В итоге некоторые волоски слиплись, сбились в кучу или торчали, что в конечном итоге привело к нужному эффекту: собака выглядела старой и измученной.
4. Много собак и долгожданная "Волга"
Как мы уже упомянули, фильм имел огромный зрительский успех (около 30 миллионов проданных билетов), а потому через несколько месяцев после премьеры Никулин стал обладателем множества щенков разной породы. Все, - от любителей-собаководов до профессиональных кинологов, считали своим долгом подарить бравому лейтенанту Глазычеву собаку. Естественно, актер не мог оставить у себя их всех, а потому в шутку предложил снять вторую часть фильма, которая бы называлась "От меня, Мухтар!".
Так как фильм был успешным, Никулин получил хороший гонорар и решился на покупку личного автомобиля. Ему очень нравилась "Волга", да непростая, а с большим багажником. Пикапы этой марки не продавались в частные руки, однако артист выпросил индивидуальное разрешение у тогдашнего Председателя СНК РСФСР Алексея Косыгина. Так как ездить Юрий не умел, "Волга" поначалу показалась ему огромным страшным чудищем. В первые дни он попал в несколько мелких аварий: например, наехал на метлу уборщика улицы, который в качестве компенсации потребовал деньги на водку.
5. Пьяная история
Режиссер Александр Митта (снял "Гори, гори, моя звезда" / 1969 г.) рассказывал, что однажды к нему домой пришли Никулин с Высоцким и засиделись допоздна. К утру, когда гости были вдрызг пьяные, они засобирались домой. По неизвестной для самого себя причине хозяин вызвался проводить их, а потому через полчаса все вместе неслись на знаменитой "Волге" по пустынным московским улочкам. Кто бы мог подумать, что в такую рань на их пути окажется желтая "Копейка" ГАИ. Никулин, чтобы доказать товарищам свою смелость, решил протаранить машину стражей порядка сзади. Шалость была исполнена, после чего ошарашенные от такой наглости милиционеры остановили троицу и собирались доставить в отделение.
Но как только они увидели, что за рулем сидит их любимый лейтенант из "Ко мне, Мухтар", а на соседнем сиденье храпит сам Высоцкий, они выразили желание сопроводить артистов в поездке. Через пять минут никулинская "Волга" неслась никулинская "Волга", бережно охраняемая воем милицейских сирен.