Как пишет “Гудок”, в ближайшие два месяца Правительство РФ утвердит соглашение о концессии между Минтрансом России и ПАО «Газпром» по строительству Северного широтного хода (СШХ). Руководитель отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Сергей Оленин в комментарии изданию оценил перспективы реализации данного концессионного соглашения.
“Согласно заявке на частную концессионную инициативу, загрузка магистрали предполагается в ежегодном объеме около 24 млн тонн. Практически все грузоотправители, в том числе наиболее крупные компании, владеющие нефтегазовыми месторождениями в Западной Сибири – ОАО «Новатэк» и ПАО «Газпром», подтвердили свою заинтересованность в направлении грузопотока по Северному широтному ходу. При этом, ввиду возможности освоить новые месторождения, грузовая база проекта может быть скорректирована в большую сторону.
Строительство магистрали позволит достичь ряда ключевых преимуществ для железнодорожного транспорта в России: «разгрузить» часть существующей инфраструктуры ОАО «РЖД», работающую на пределе пропускных и провозных способностей (так называемый «Южный ход» - инфраструктура в направлении городов Екатеринбург, Пермь и т.д.); обеспечить более быстрые сроки доставки грузов до точек назначения (в основном, до портов Северо-западного бассейна), что крайне важно в условиях усиливающейся конкуренции между видами транспорта; обеспечить развитие территорий, находящихся в зоне тяготения магистрали, включая освоение новых нефтегазовых месторождений и привлечение на железнодорожный транспорт новых грузовладельцев.
Концессионное соглашение заключается на 30 лет, однако ввиду возможного дополнительного прироста грузопотоков в зоне тяготения магистрали окупаемость проекта может наступить раньше обозначенного срока. При этом срок действия концессионного соглашения сокращен не будет, равно как и соответствующие обязательства концессионера и концедента, а увеличившиеся в сравнении с плановыми значениями финансовые потоки будут направлены на более быстрые расчеты с кредиторами.
Необходимо учитывать тот факт, что строительство магистрали предполагается завершить к 2023 году. За 5 лет изменится рыночная конъюнктура и макроэкономическое окружение. Изменения могут происходить как быстрее, так и медленнее тех, что заложены сейчас в долгосрочный прогноз Минэкономразвития РФ и, соответственно, в финансовую модель проекта строительства СШХ. Эти изменения могут повлечь за собой определенные коррективы в прогнозируемой грузовой базе проекта.
Сейчас между концедентом и концессионером согласованы основные условия и параметры реализации концессионного соглашения, однако проект долгосрочный и зависит от множества внешних факторов, изменения которых необходимо постоянно анализировать и учитывать на каждой из стадий реализации соглашения”.
Полный текст статьи “Дорога к океану” с комментарием эксперта ИПЕМ доступен по ссылке.
Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!
Также по теме:
- Погрузка ОАО "РЖД": тренд на рекорд за 10 лет, А. Слободяник, 8 мая, 2018
- Белкомур: есть ли потребность в проекте?, С. Оленин, РЖД-Партнер, 20 февраля, 2018
- Развитие транспортной системы России: выполняет ли РЖД задачи государства?, С. Минков. Гудок 1520, 8 октября, 2017