Найти тему
ИПЕМ

Северный широтный ход: какие перспективы у концессии?

Источник: www.arctic-info.ru
Источник: www.arctic-info.ru

Как пишет “Гудок”, в ближайшие два месяца Правительство РФ утвердит соглашение о концессии между Минтрансом России и ПАО «Газпром» по строительству Северного широтного хода (СШХ). Руководитель отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Сергей Оленин в комментарии изданию оценил перспективы реализации данного концессионного соглашения.

“Согласно заявке на частную концессионную инициативу, загрузка магистрали предполагается в ежегодном объеме около 24 млн тонн. Практически все грузоотправители, в том числе наиболее крупные компании, владеющие нефтегазовыми месторождениями в Западной Сибири – ОАО «Новатэк» и ПАО «Газпром», подтвердили свою заинтересованность в направлении грузопотока по Северному широтному ходу. При этом, ввиду возможности освоить новые месторождения, грузовая база проекта может быть скорректирована в большую сторону.

Строительство магистрали позволит достичь ряда ключевых преимуществ для железнодорожного транспорта в России: «разгрузить» часть существующей инфраструктуры ОАО «РЖД», работающую на пределе пропускных и провозных способностей (так называемый «Южный ход» - инфраструктура в направлении городов Екатеринбург, Пермь и т.д.); обеспечить более быстрые сроки доставки грузов до точек назначения (в основном, до портов Северо-западного бассейна), что крайне важно в условиях усиливающейся конкуренции между видами транспорта; обеспечить развитие территорий, находящихся в зоне тяготения магистрали, включая освоение новых нефтегазовых месторождений и привлечение на железнодорожный транспорт новых грузовладельцев.

Концессионное соглашение заключается на 30 лет, однако ввиду возможного дополнительного прироста грузопотоков в зоне тяготения магистрали окупаемость проекта может наступить раньше обозначенного срока. При этом срок действия концессионного соглашения сокращен не будет, равно как и соответствующие обязательства концессионера и концедента, а увеличившиеся в сравнении с плановыми значениями финансовые потоки будут направлены на более быстрые расчеты с кредиторами.

Необходимо учитывать тот факт, что строительство магистрали предполагается завершить к 2023 году. За 5 лет изменится рыночная конъюнктура и макроэкономическое окружение. Изменения могут происходить как быстрее, так и медленнее тех, что заложены сейчас в долгосрочный прогноз Минэкономразвития РФ и, соответственно, в финансовую модель проекта строительства СШХ. Эти изменения могут повлечь за собой определенные коррективы в прогнозируемой грузовой базе проекта.

Сейчас между концедентом и концессионером согласованы основные условия и параметры реализации концессионного соглашения, однако проект долгосрочный и зависит от множества внешних факторов, изменения которых необходимо постоянно анализировать и учитывать на каждой из стадий реализации соглашения”.

Полный текст статьи “Дорога к океану” с комментарием эксперта ИПЕМ доступен по ссылке.

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

Также по теме: