Найти тему
Криптотехнологии

Законы Токеномики: как формируется цена различных токенов

Оглавление

Про криптовалюты, токены и ICO сказано очень много. Однако материалов, проливающих свет на то, как формируется стоимость цифровых единиц, и чем они обеспечиваются, недостаточно. Все больше новых ICO проектов выходят на рынок и стоимость токенов различных компаний в значительной степени отличаются. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос.

С технической точки зрения, токены представляют собой цифровую валюту, реализованную при помощи технологии блокчейн.

А с экономической точки зрения, токены — цифровая денежная единица, представленная в рамках конкретной бизнес-модели. Простыми словами, это цифровая валюта, эмитируемая организацией, которая проводит ICO и устанавливает правила для использования токенов. Токены создаются с целью создания самостоятельной экосистемы, независимой от других эмитентов и регуляторов. Но по сравнению с традиционными экономическими моделями имеет ряд существенных отличий.

В первую очередь, токены не подвергаются инфляции или девальвации. Их нельзя вывести из оборота или увеличить эмиссию (кроме стейблкоинов), которая снижает покупательскую способность валюты. Эмиссия токенов в большинстве случаев задана изначально и может только уменьшаться, что приведет только к росту цены.

Другое отличие заключается в децентрализованности. Кошельками токенов управляют сами пользователи, и третьи лица не могут повлиять на операции с ними: заморозить депозит, установить дополнительную комиссию или задержать перевод.

В этом преимущество токенов. Главные же их недостаток — в ограниченности рамками текущей бизнес-модели, с которой они взаимодействуют. Это провоцирует создание своеобразных законов, формирующих стоимость токенизированных активов.

Основная задача токенов заключается в том, что они позволяют сделать бизнес автономным, не зависящим от какого-либо централизованного эмитента. Токены может выпустить любой желающий. Функции токенов достаточно разнообразны: они могут выступать в качестве акций компании, расчетной единицы для оплаты товаров и услуг, а также для поощрения пользователей и других программ лояльности.

Как правило, токены работают в рамках определенного проекта и позволяют вести расчет внутри платформы. Но токены также могут конвертироваться в другие криптовалюты или фиатные деньги, продаваться на биржах, а также удерживаться с учетом перспективы ценового роста или выплаты дивидендов, что значительно расширяет их функционал.

Основные факторы, формирующие модель токеномики

Стоит оговориться, что речь идет именно о токенах, а не криптовалютах. В отличие от криптовалют токены выпускаются одним эмитентом, а не всеми участниками сети, например, майнерами. Другое отличие в том, что токены предусматривают скидки или бонусы, могут подтверждать право владения доли компании, иной собственной или использоваться в качестве платежного средства в рамках компании и ее партнеров.

1. Количество эмитируемых токенов. Выпуская токены, ICO проект устанавливает первичную стоимость токенов исходя из двух ключевых показателей: объем токенов для продажи и необходимая сумма инвестирования. Для повышения инвестиционной привлекательности цена токенов растет на разных этапах краудсейла. На данном этапе можно оценить спрос и сформировать общую картину в плане перспективы проекта.

2. Функция токена в рамках бизнес-модели компании. Как уже говорилось, токены могут предоставлять право собственности или использоваться для оплаты продукции и услуг компании. Это важный фактор для формирования и будущего роста цены фактора. Если проекту есть чего предоставить покупателям и инвесторам, то спрос на токены будет выше.

3. Инвестиционная привлекательность. Основная задача компании — определить, почему их токены будут покупать и хранить. Лояльные программы способны повысить интерес среди пользователей к удержанию токенов на кошельках. Суть в том, что для инвесторов не имеет смысла покупать токены, которые не удерживаются на протяжении длительного периода времени, и существуют высокие риски падения цены из-за регулярного обмена. Если токены выполняют другие функции кроме доказательства доли или платежного средства в рамках компании - они спекулятивны. На рынке нередко можно наблюдать резкий рост тех или иных токенов, который трудно проанализировать. Но за таким стремительным ростом должна стоять реальная причина, а не обыкновенный памп или манипуляции крупных игроков.

4. Повышение спроса. Возрастающее количество транзакций приводит к позитивному ценовому движению. Здесь наблюдается параллель с любого рода рынками: увеличивается спрос на товар — растет цена. Для роста нужен рост. Для оценки качества спроса важно определить, чем вызван рост: развитием технологии, которое поддержит долгосрочный интерес, или разовыми акциями, такими как форк или эйрдроп.

5. Оборот токенов. Основатель WorkCoin Фред Крюгер в своем исследовании обнаружил, что важную роль в формировании стоимости токенов играет соотношение годового дохода и общей капитализации токенов. Благоприятным обстоятельством для стремительного роста будет показатель, при котором годовой доход значительно превышает капитализацию. В противном случае, давление в сторону роста окажется незначительным.

6. Рыночный баланс. Данный фактор подразумевает два показателя: баланс спроса и предложения, поддерживающих стабильный рост и баланс между активным обменом и пассивным хранением токенов. В первом случае, если количество продавцов токенов увеличивается и превосходит количество новых покупателей, то баланс перекашивается в сторону падения цены. Верно и обратное. Во втором случае, рост цены обеспечивается равновесием трейдеров и инвесторов. Если количество долгосрочных инвесторов сильно отстает от числа трейдеров, то благоприятных условий для роста цены не будет.

Заключение

Формирование цены зависит от большого числа факторов, которые конкурируют между собой в зависимости от силы влияния. Например, спекулятивный спрос может в значительной степени превосходить падение цены при отсутствии перспективы проекта.

Учитывается спрос на токены, который показывает перспективы проекта. Системы поощрения и программы лояльности, в рамках которых вознаграждаются держатели токенов или получают дивиденды. А также другие методы, направленные на увеличение цены, к примеру, сжигание токенов.

Очень важно определить, являются ли токены частью экосистемы и несут ли специфичные функции в рамках бизнес-модели. Или же они не более, чем атрибут для сбора денег, и без них компания могла бы обойтись. Токены предназначены для обеспечения автономности бизнеса компании и подразумевается, что они будут основным топливом экосистемы проекта.