Давным-давно, когда в СССР подорожала водка с трёх до пяти рублей, появился стишок с такой строчкой: «Передайте Ильичу: нам и десять по плечу». Цена бензина, рванувшая в мае вверх, заставила вспомнить и перефразировать классику.
Официально средняя стоимость топлива – 41,28 рубля за литр. Здесь смешаны и Сочи, и Калуга, и «девяносто пятый» с «девяносто вторым». На деле это означает цену «за сорок» и «до сорока пяти» на какой-нибудь средней российской АЗС. Подорожание не такое резкое, как в случае с водкой, но заметное и неожиданно болезненное. Особенно, если считать не в рублях за литр, а в стоимости полного бака бензина. Две тысячи минимум!
НО ПОЧЕМУ?
Вкратце: потому что инфляция; потому что в 40 рублях за литр не менее 25 – налоги и акцизы; потому что за рубежом ещё дороже, а значит, продавать туда топливо выгоднее; ну, и не забудем сезонный фактор и грядущие ремонты НПЗ, то есть возможный дефицит топлива. Последним нам грозят каждый год, но я, правда, ни разу не сталкивался с нехваткой бензина. Вот денег, тех действительно не хватает.
Настолько, что проблемой озаботились депутаты и принялись искать виноватых. Заглянули бы в зеркало! Фискальные сборы в 60 - 70% уже нечем оправдать!
Конечно, есть и внешние факторы, которые для простого обывателя звучат так: неважно, дорожает или дешевеет баррель нефти, в России – литр бензина прибавит в цене. В первом случае – потому что дорого производить, во втором – потому что не получается много и дорого продать за рубеж. Значит, будем дороже продавать дома.
В общем, сразу несколько причин привели к тому, что любимый «девяносто второй», на котором ездит большая часть автопарка, не просто преодолел, а лихо перемахнул значимый рубеж в сорок рублей за литр. Что уж говорить о «девяносто пятом»!
Продолжится ли рост цен? Увы, да. Конечно, сейчас они притормозят (вернее, им помогут это сделать), но потом вместе с баррелем снова пойдут вперёд. Хорошо бы вместе с зарплатой.
Перефразируем дальше: «Если будет сорок пять – будем Зимний брать опять». Впрочем, прошли годы и «вот она (водка) уже и двести – Зимний всё ещё на месте». А значит, давайте учиться экономить.
ЧТОБЫ МЕНЬШЕ ЕСТЬ И БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ
Я знаю три способа снизить траты на бензин, которые точно работают и четвёртый, который при кажущейся эффективности – не всегда успешен. С него и начну.
Это переход с 95-го на 92-й бензин. Не все моторы это допускают, то есть перед тем, как сменить заправочный пистолет, почитайте инструкцию. Если 92-й разрешён автопроизводителем – можно пробовать. Если записан основным – тем более. Но иногда основным указан и вовсе 98-й, при возможной замене не менее чем 95-м. Вот тут – не стоит рисковать. И в любом случае учтите главное: лучше всего мотор работает на том топливе, под которое его считали и конструировали. Не исключено, что заправив бензин подешевле, вы пропорционально увеличите его расход. Причем не специально, а подсознательно, стараясь ехать столь же динамично, как на прежнем топливе, и глубже нажимая педальку газа. Овчинка в данном случае не стоит выделки.
Три других способа
Во-первых, завести карту той или иной программы лояльности (если вы ещё этого не сделали). Копите баллы, заправляйте полные баки и обслуживайтесь на сетевых и при этом не самых дешёвых АЗС. В конечном итоге это обернётся выгодой. Не очень большой, но лучше синица в руке, не правда ли?
Во-вторых, ездить плавно. Резкий разгон и резкое торможение равносильны тому, что вы плеснули бензин на дорогу. Так что включаем борткомпьютер в режим индикации среднего расхода, обнуляем его каждый день и соревнуемся сами с собой. Мне удалось добиться среднего аппетита в 8,9 л/100 км. Кто меньше?
Кстати, записывать каждую заправку тоже полезно – необязательно в блокнот, есть мобильные приложения. Я вот сейчас заглянул в свой телефон и увидел, что ровно три года назад покупал на тысячу рублей 31 литр «девяносто второго»…
В-третьих, сократить число поездок, особенно пробочных, когда бензин почти весь уходит в трубу. Меньше двигаться по городу и больше по трассам – прекрасный рецепт экономии.
Только без фанатизма, не надо покупать бензин впрок, ставить машину на прикол или ездить не быстрее 40 км/ч. И Зимний брать – тоже ни к чему…
P.S. 22 мая Правительство приняло решение снизить с июля акцизы на бензин на 3 000 рублей за тонну, на дизтопливо – на 2 000 рублей за тонну. Это около 5 - 10% от цены, и только на полгода.
Антон Чуйкин, экс-главный редактор "За рулем"
Предупреждаем, объясняем, советуем:
Предупреждаем, что цена бензина выросла до 41 - 45 рублей. Объясняем: подорожание может остановиться, но дешеветь топливо точно не будет. Советуем вам научиться приёмам грамотной экономии.