Если вы бывали глубоко в горах в окрестностях Сочи, то знаете — это настоящие джунгли. Влажный и теплый климат, укрытые горами труднодоступные долины — идеальное место для многовековых широколиственных лесов. Дубы, каштаны, и даже грабы достигают тут гигантских размеров. Укутанные лианами и зеленым мхом, колоссальные стволы напоминают о безграничном величии природы.
А еще о том, что у человека давно придумана мера их оценки, и она выражается в деньгах. Больших деньгах. Заготовка и обработка леса на Северо-Западном Кавказе существовала с момента освоения этих территорий казаками. После революции, добыча ценного леса в окрестностях Апшеронска была поставлена на поток. В городе появился леспромхоз, от которого во все стороны потянулись нитки узкоколейной железной дороги. Строили ее, по тогдашнему обыкновению, силами заключенных.
Апшеронская УЖД
К концу строительства в начале сороковых, протяженность Апшеронской УЖД составляа 61.5 км. Ее участки были пробиты в том числе через горные ущелья, слишком узкие, чтобы проложить по ним автомобильную дорогу. Лес поступал в Апшеронск с Самурского, Мезмайского, Черниговского, Маратукского, Режетского и Тубинского лесоучастков.
С развитием лесозаготовок росли и населенные пункты. Тупиковый, расположенный на краю реликтовых джунглей поселок Шпалорез, ныне Отдаленный, был одним из них. Помимо грузовых поездов, на линии были и пассажирские составы на несколько вагонов — можно было с относительным комфортом добраться из Апшеронска в Мезмая.
С распадом леспромхоза, а также развитием автомобильного сообщения, большая часть Апшеронской УЖД была сдана на металлолом. “Железка” больше не начинается в Апшеронске… Осталось всего два участка: 39 км от Черниговского до станции Шпалорез в поселке Отдаленный, и 9 км от Гуамки до Мезмая.
Черниговское-Отдаленный
Как я уже писал в прошлом посте, поселок Отдаленный представляет собой далеко не самое радостное зрелище, особенно, по меркам богатого Краснодарского края. Кажется, что жизнь тут еле теплится.
Хотя работает школа, где учатся детишки со всех соседних поселений — еще более незаметных на карте, чем сам Отдаленный.
Залог поддержания жизни тут — та самая узкоколейка. Гнилые шпалы, ржавые рельсы, и давно отработавшая свой ресурс мотриса ТУ6П-53 с 11-литровым автомобильным V-образным шестицилиндровым дизелем ЯМЗ-236. Краска кузова выцвела на солнце, потрескалась от непогоды.
Каждый элемент шасси, кузова и салона молит о пощаде во весь свой охрипший и обессиленный голос. Грузовой вагон — заплата на заплате.
Но машинист Артур не унывает — он, знает мотрису как свои пять пальцев, если что, постарается устранить неисправность на месте.
Для преодоления подъемов с полной загрузкой у него есть пластиковые бутылки наполненные песком — его нужно посыпать на рельсы. Хуже, если мотриса сойдет с рельс — что, учитывая состояния железки, случается довольно часто…
Тем не менее, на лицах юных пассажиров, возвращающихся из школы домой — искренняя радость, и не только от окончания занятий. Для детей каждая поездка на “матрице”, как тут называют мотрису, настоящее приключение. На стоянке мальчишки буквально облепляют поезд, забираются на крышу, площадки и в кабину водителя.
Без малого сорокакилометровый путь от Черниговского до Шпалореза мотриса проделывает за два с половиной часа. Чертовски медленно, но это настоящая дорога жизни — на “матрице” ездят в поликлинику и на работу, на ней привозят почту и продукты. Зимой Отдаленный фактически существует автономно: каждая поломка или переметенные снегом пути может иметь фатальные последствия, поэтому продуктами тут принято запасаться с осени сразу на всю зиму. На всякий случай…
“Матрица” делает 2 рейса в день. Отправление со станции Шпалорез в 4 утра и 4 дня. Цена билета в одну сторону — 56 рублей.
Узкоколейка в Гуамском ущелье
У участка Гуамка-Мезмай судьба сложилась иначе — спасибо географии. Тут больше не возят лес, зато катают туристов по ущелью.
Есть несколько дрезин и локомотивов, включая относительно “свеженькие” ТУ8 середины восьмидесятых годов — блестящие свежей краской, в хорошем состоянии.
Учитывая туристическое назначение, цены на проезд гораздо выше — 300 рублей с взрослого человека и 150 за ребенка, и это за поездку в одну сторону.
Длина маршрута, напомню, составляет 9 километров.
Вокзал Гуамки больше не используется и ныне заброшен и разрушен. Почти. В левом крыле — крошечное отделение Почты России.
Гуамское ущелье — невероятно тесное, удивительно, как тут смогли проложить эту узкоколейку. Вагоны поезда буквально нависают над обрывами, лишенными существенных ограждений.
Мне удалось прогуляться по ущелью ранним утром, до начала движения поездов. И я был буквально очарован увиденным.
Прорубленная в скале полка для полотна в некоторых местах столь узка, что от края шпал до бездны, в которой кипит поток, остается всего пара метров, а то и меньше.
Рев бурных вод реки Курджипс усиливается эхом бесконечно высоких каменных стен, на которых неизвестным мне образом на голых камнях растут высокие деревья с пышными зелеными кронами.
Подняв квадрокоптер на две сотни метров, я так и не достиг края ущелья.
Резонирующий звон воды, беззвучно текущие с замшелых каменных стен ручьи и скрип песка под ногами, ритмичный шаг — все заставляет тебя неожиданным образом смотреть на Гуамское ущелье словно в самого себя.
В этот момент замечаю на повороте дороги в реке что-то большое. Искореженный, отполированный стремительно набегающей водой остов ТУ8П…
Что стало с машинистом и пассажирами — думать не хочется, хотя, по словам местных, никто не погиб. Кто- то не побоялся ледяного потока и смог разобрать двигатель, чтобы снять с него все самое ценное.
Видео из ущелья с коптера:
Свободный проход по ущелью открыт до 9 часов и после 17 часов. Оптимальный маршрут — проехаться в одну сторону на вечернем поезде, и обратно вернуться пешком. В Гуамке есть несколько хороших гостевых домов — например, “Гуамка” и “Куршевель”, а чуть в стороне — “Добрыня” с термальными источниками.
Из Гуамки также стартует внедорожный маршрут на гору Житная, но о нем — в одном из следующих постов.