(1997, США)
Картина, при упоминании которой всяк настоящий поклонник британского писателя Форсайта начинает в гневе крушить мебель, бить посуду и крыть матом злосчастный Голливуд. Ведь тот, этакая собака, посягнул на святое, испохабил классику, надругался над шедевром, вытер ноги о мировое культурное наследие и нагадил в самую душу Её Величеству Литературе! Между тем возмущение поклонника можно легко понять. Уж коли сам Форсайт офонарел от того, во что американцы превратили его знаменитую книгу «День Шакала», и потребовал вымарать свое имя из титров, значит кино действительно чудовищное и его надо предать анафеме на веки вечные.
Оспаривать столь весомый аргумент, конечно, трудно. Однако взглянем на данную щекотливую ситуацию с другой стороны. Итак, поскольку автор романа самолично открестился от этой экранизации и вымыл с мылом руки, значит её и литературный первоисточник отныне ничего не связывает. Ну кроме, разве что, клички главного злодея и схожести его повадок с повадками книжного суперубийцы, но это уже сущие мелочи. И раз Форсайт у нас больше ни при делах, мы тоже начисто забудем о нем и начнем рассматривать голливудского «Шакала» как самостоятельное, ни с чем не связанное произведение. Которое, несмотря на традиционные экшен-тупости и смешную клюкву в начале, представляет собой очень недурно снятый, дорогой и размашистый боевик. Да еще и с главными врагами в мастерском исполнении Брюса Уиллиса и Ричарда Гира.
Гир играет бывшего ирландского террориста, а ныне главного консультанта ФБР по поимке суперкиллера Шакала. Этот ирландец, ясен пень, давно раскаялся в своих преступлениях, поскольку иначе нельзя, ведь он здесь ключевой положительный герой, даром что взятый из тюрьмы на поруки фэбээровцами. Однако куда интереснее выглядит персонаж Брюса Уиллиса - собственно, сам Шакал. И пусть до этой роли Брюсу доводилось играть плохих парней, все же таких отъявленных негодяев в его актерском портфолио еще не было. И ведь что любопытно, даже в такой 99% злодейский образ (редких свидетелей на своем пути этот убийца все-таки щадит) Уиллис привнес свою фирменную иронию, отчего его Шакал получился на удивление живым человеком. Каким он, кстати говоря, не был даже в книге Форсайта, где профессиональное хладнокровие Шакала было возведено в абсолют и все его человеческие слабости остались «за кадром».
***
В общем, говоря словами русской пословицы: не так страшен чёрт, как его малюют. Будучи отвязанным от литературного наследия Фредерика Форсайта, это кино имеет право на самостоятельную жизнь, а его создатели заслужили хоть и не овации, но всё равно похвалу за старание. Тем более, что вдобавок ко всему Ричард Гир и Брюс Уиллис сыграли в «Шакале» чертовски оригинальные и уж точно далеко не худшие свои роли. Да и где еще, как не здесь, вы увидите ныне популярного клоуна Джека Блэка в роли... живой мишени для пулемета калибра 14,5 мм?