Сумев в конечном счете захватить Москву, великий полководец французов очень быстро понял, что он находится в крайне тяжелом положении. Войска понесли нехилые потери в Бородинской битве, обозы и артиллерия остались почти без лошадей, русский император Александр Первый переговоры с агрессором вести не собирается. А сама Москва полыхала, населения там практически не осталось, сами представители «Великой армии» потихоньку разлагались, пятная себя грабежом. В такой ситуации Бонапарту, по воспоминаниям некоторых современников, пришла в голову чудная мысль: нанести удар по армии Кутузова изнутри, подняв на борьбу русское крестьянство, задавленное бесчеловечным крепостным правом.
Ведь не секрет, что за каких-то три с небольшим десятка лет на огромных просторах Российской империи бушевало восстание Емельяна Пугачева, который нашел массовую социальную базу для своего бунта среди крепостных крестьян. Простые мужики устали от барского произвола, им надоело быть живым товаром. В итоге, бессмысленный и беспощадный (на самом деле нет) бунт длился несколько лет, восставшие брали крепости и города, создали органы управления. Существовала смертельная угроза для самого царского режима, а вы просто представьте, что могло бы выйти, если бы еще многочисленную на тот момент армию поддержала бы весомая часть народа. Наполеон об этом, судя по всему, прекрасно знал. Находясь в Москве, император требовал достать для себя архивы с информацией о Пугачевщине, о требованиях восставших, о масштабе движения. По стране же в 1812 году среди бедноты ходили слухи, что Бонапарт будто бы и явился в Россию, чтобы снять с крепостных их тяжкое бремя. Местная элита же волновалась, считая такой поворот событий вполне себе реальным.
Более того, ранее корсиканец спокойненько так разваливал остатки феодальных пережитков в иных странах — в итальянских многочисленных княжествах, например. Так почему же Бонапарт, имея у себя на руках такой мощный козырь, так и не решился воспользоваться им, хотя указ об отмене крепостного права, несомненно, заставил бы местное население отнестись к Наполеону как к избавителю? Во-первых, император был уже слишком консервативен, почти позабыл свои лихие революционные годы и заботился о своем монолитном государстве, а не о чаяниях людей в разных уголках европейского континента. Во-вторых, сама французская армия показывала себя с хищнической, захватнической стороны, а крестьяне в долгу не оставались. Кроме того, непредсказуемость предприятия страшила Наполеона куда как больше, чем привычные уже баталии и маневры, пусть даже и не особо удачные и перспективные. Бонапарт будучи неограниченным правителем Франции показал себя таким политиком, который будет защищать интересы местной буржуазии и зажиточного крестьянства, но никак не русской голытьбы.
Так, вполне предполагая вариант издания специального приказа об отмене крепостных повинностей, Наполеон все же не решился на столь рискованный и необычный даже для него ход... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.