Найти тему
Музыка и Жизнь

Судьба Барабанщика

Это статья про самого невозможного, необычного и отмороженного ударника не только в истории рока, но, пожалуй, и в истории всей популярной музыки, включая джаз. Все знают сдержанную ритмическую манеру Ринго Старра в Битлз или Чарли Уоттса в Роллинг Стоунз - в общем-то обычные ударники, на подыгрыше. Есть заметные индивидуалисты типа Джона Бонэма из Лед Зеппелин - он выкладывал внутренности бас-барабанов фольгой для мощного звука, давал и сольные номера - тот же Моби Дик на втором альбоме группы. Есть ударники-вокалисты, например Фил Коллинз, который играл плотно, используя расширенный состав ударной установки, включая электронные барабаны.

Но конкретно для этого барабанщика не существовало авторитетов, кроме себя самого. Встречайте, это Джинджер Бэйкер (Ginger Baker), то есть Рыжий Бэйкер, хотя настоящее его имя, которое мало кто знает, Питер.

Достоинство Бэйкера в том, что он пришёл в рок из джаза. Оттуда он притащил и манеру игры, и два басовых барабана и сложнейшие встречные ритмы. Получалось так, что не он подыгрывал музыкантам в качестве ритм-секции, а зачастую они строили свою игру вокруг его феерических закидонов. В роке он совсем уж разошёлся - а он более всего известен, как ударник трио Cream с Эриком Клэптоном и Джеком Брюсом. Бэйкер использовал девять (!) тарелок, применял разные палочки разной толщины и с разной плотностью. Играл Джинджер очень зрелищно.

Но имел настолько отвратительный характер, что не мог играть в одной группе больше двух лет. После того, как по его милости развалился Cream в 1968 году он год ещё играл с Клэптоном, потом создал свой собственный проект Ginger Baker Air Force, который прожил тоже год, но выпустил два альбома. Играли джаз-рок.

Вообще Бэйкер не был ни рокером, ни джазменом, он вообще был над стилем. С одной стороны он продолжил традиции африканских барабанных ритмов, с другой стороны на него оказал заметное влияние Бадди Рич - король всех джазовых барабанщиков XX века.

За беспорядочными на первый взгляд взмахами рук Бэйкера, если закрыть глаза, слышна сложная система и невероятная виртуозность, хотя Бадди Рич играл ещё быстрее. Но Бэйкеру этого было не надо, он сам создавал ритмы.

После небольшого перерыва, в 1974 году Бэйкер традиционные два года посвятил группе Baker Gurvitz Army, весьма ценимую знатоками. Стиль команды настолько неуловим, что скорее всего её не надо идентифицировать по стилю. Какой-то стык рока, джаза, фанка, фьюжн, психоделики и т.д. Центральной фигурой разумеется был Рыжий

После распада последней группы Бэйкер перестал появляться в группах, изредка выпускал сольные альбомы. Потом вообще уехал в Африку, поселился в бунгало на берегу и раз в год даёт интервью, где материт всех своих бывших коллег. Я смотрел недавний документальный фильм про него - старикан произвёл сильное впечатление. Неизменная сигаретка, ударная установка в бунгало, неразборчивость в выражениях в беседе с интервьюером - причём достаётся и самому журналисту. Фильм так и называется - "Осторожно! Мистер Бэйкер" Ему там даже панки осанну поют, что просто невероятно - значит приняли его за своего.

А ведь ему в следующем году будет 80 лет, дедушка может говорить всё, что угодно, он заслужил. Такие барабанщики появляются раз в сто лет и совершенно неважно скверный у них характер или нет - главное дать ему барабан.