Найти тему
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

ЖАЖДУЩИЙ

Суфийская притча

Рассказывают, что когда-то встарь
Одной страною правил некий царь.

Как все цари, испорченные властью,
Он мучим был тяжёлою напастью:

От пищи, что без меры он съедал,
Он в жажде постоянной пребывал.

Но сам, не понимая в чём тут дело,
Считал, что горло у него болело.

Министры, слуги, не жалея ног,
Искали тех, кто бы царю помог.

И вот, когда надежда уж погасла,
Примчались во дворец с бутылкой масла.

Царь ежедневно масло мерой пил
Немного облегченья ощутил,

И хоть леченье продвигалось гладко,
Всё ж чувствовал, что что-то не в порядке.

Через четыре дня он завопил:
«Мне снова плохо, снова свет не мил,

Во рту с утра какой-то привкус гадкий,
А к вечеру со стулом неполадки —

Врача !!», — и эскулаповый адепт
Строчит не медля новенький рецепт,

Приказывая, чтоб царю на стол
Преподносили уксус и рассол.

Рассол и уксус царь послушно пьёт.
Но от рассола стал болеть живот;

От уксуса же, предвещая грозы,
Из царских глаз потоком льются слёзы.

И вдруг, подумав, царь сказал врачу:
«Мне кажется, я просто пить хочу», —

Придворные над ним слегка смеются:
«От жажды слёзы никогда не льются.

Сейчас мы принесём вам сладких вин
Вам сразу станет легче, господин». —

Царь пил вино из кубков и бокалов,
Но легче от того царю не стало,

Наоборот, он муки тем утроил,
Что враз пищеварение расстроил.

И вот когда решил он: «Мне конец»,
К нему случайно заглянул Мудрец,

Который, разузнав, чтó здесь творилось,
Явил царю невиданную милость:

«Его величество в такой беде
Нуждается в
обычнейшей воде,

Не медлите, не тратьте время зря
Скорей
воды несите для царя». —

Услышавши такое сообщенье,
Весь двор заклокотал от возмущенья.

Когда ж о том услышал государь,
То заявил: «Я возмущён как царь,

А как больной я оскорблён советом,
И даже слушать не хочу об этом.

Гдé и когда монарх подобный жил,
Чтобы
простую воду просто пил ?

Да быть не может, чтоб для врачеванья
Такого сложного заболеванья

Была нужна обычная вода, —
Всё это просто чушь и ерунда !

За это примитивное лекарство
Меня поднимет на смех моё царство.

Такое предложить мог не Мудрец,
А натуральный, подлинный глупец.

Закройте поскорей за ним ворота
И больше не пускайте идиота !» —

С тех пор для идиотов-Мудрецов
Закрыты двери замков и дворцов.

*
Вот так и нам нужны простые средства,
От тех недугов, что нас мучат с детства.

Но наша спесь и гордость не даёт
Принять их с благодарностью, — и вот

Того, кто предлагает их с заботой,
Мы называем
круглым идиотом.

Ну что ж, пусть мы останемся умны,
Мы так же и останемся больны.

Когда больной своих врачей умнее,
Он от ума не станет здоровее,

Основа нашей крепости — не ум,
А подчиненье Богу чувств и дум.

Коль Богу ты не в силах подчиниться,
Каким здоровьем можешь ты хвалиться ?

Коль ты бессилен обуздать свой дух,
Ты стариков дряхлее и старух.

К спасенью нас приводят не науки,
А подчиненья тягостные муки.

Ведь если ты со всем твоим умом
Не здоровеешь, — чтó же проку в нём ?

Дурак всегда считает ум залогом
Того, что он во всём сравнится с Богом,

Но ум не подымает к Богу нас,
Когда гордыней затуманен глаз.

Не тем же болен был Сириец древний,
Проделавший к Пророку путь трёхдневный,

Чтобы понять, что не проказой он,
А гордостью и спесью заражён ?

Кáк хорошо, что в пышном караване
Смиренная душа была заране;

Наученная опытом своим,
Она смиренно поделилась им.

Осилив лично тяжкий путь смиренья,
Она глупца направила к спасенью

И показала, что в любой воде
Возможно избавление в беде.

Ибо не в водах чистых Иордана
И не в волнах Фарфара и Авана,

Находится целительный бальзам, —
А лишь в
смиренье, что доступно нам.

Вода смирения в мирской пустыне
Излечивает нас от язв гордыни,

Испей этой воды хотя б глоток
И прорастёт спасения росток.

Смирение — вóт то, чего мы жаждем,
Хотя к чему угодно рвётся каждый,

Но мало ли чтó бешеный больной
Хватает обезумевшей рукой.

*
Кáк страшно, что народы по примеру
Дурных правителей свою забыли веру

И в океанах роскоши земной
Стремятся утонуть любой ценой.

Кто в роскоши родился, тот не знает
Причины, от какой душа страдает,

И полагает, что спасёт её,
Лишь
новеньким порадовав её.

От роскоши душа болеет чванством,
Гордыней, спесью, мелочным тиранством,

Стремится утолить лишь свой каприз
И на весь мир взирает сверху вниз.

И вот в такой величественной позе
Она кончает эту жизнь в навозе,

С той разницей, что низу скотской кучи
Предпочитает верх её вонючий.

*
Как от огня, от роскоши беги,
Детей от её щупальц береги.

Кто в роскоши родился безмятежной,
Болячкою болеет безнадежной.

Лишь избранные, сильные сердца,
На помощь призывавшие Отца,

Узрев, что полон яда корень сладкий,
Из городов бежали без оглядки

И, сокрушаясь, плача и скорбя,
Привычки вытравляли из себя.

А остальные, потерявши разум,
Скорее умирали от проказы,

Чем соглашались от благих обид
Утратить свой высокомерный вид.