А также про то, откуда у новорожденного британского принца взялось имя Луис (Людовик).
Скандальная история приключилась в 1851 году в Петербурге при императорском дворе. Одна девушка, 26-летняя фрейлина, бросилась в ноги к своей госпоже, цесаревне Марии Александровне (жене будущего имп. Александра II) и призналась, что беременна.
Именно ей, Юлии Маврикиевне Гауке, а также отцу ее нагулянного ребенка суждено будет стать прадедушкой и прабабушкой Филиппа, герцога Эдинбургского -- супруга звезды нашей королевы Елизаветы II.
А кто же был отцом?
Это был родной брат вышеупомянутой будущей императрицы Марии Александровны -- принц Александр Гессен-Дармштадский. Когда его сестре, достаточно сомнительной, если честно принцессе (об этом надо отдельно, там есть прекрасная история про могучего конюшего) невероятно повезло привлечь внимание будущего императора Александра II и выйти за него замуж, ее брат не стал отворачиваться от фортуны. В том же 1840 году он поступил на русскую службу, переехал в Петербург и вскоре стал генералом российской армии.
Итак, принц Александр, тогда еще не отрастивший надеюсь эти ужасные викторианские бакенбарды, был блестящим офицером от кавалерии и, разумеется, часто захаживал в гости к сестре, еще цесаревне (потому что Николай I был еще жив).
Дальнейшие детали истории для нас сохранила замечательная сплетница фрейлина Анна Тютчева, слова которой мы послушаем моем вольном в пересказе.
По словам злоязычной Тютчевой, фрейлина Гауке "никогда не была красива, но нравилась благодаря присущим полькам изяществу и пикантности". Принц Александр будто бы был погружен в глубокую меланхолию вследствие неудачного романа с очень красивой дочерью графини Т. И. Шуваловой, на которой ему запретил жениться император.
Фрейлина Гауке, девица "уже не первой молодости" (как не забывает уточнить Тютчева; а девушке всего 26 лет), "решила тогда утешить и развлечь влюбленного принца и исполнила это с таким успехом, что ей пришлось броситься к ногам цесаревны и объявить ей о необходимости покинуть свое место".
Говорят (уже не Тютчева), что узнав о связи родственника и фрейлины Гауке, император предложил П. П. Альбединскому жениться на ней, но получил отказ, из-за чего последний едва не повредил своей карьере. (Забавно, когда в 1862 году новый император предложит Альбединскому свою экс-любовницу фрейлину Александру Сергеевну Долгорукую, тот уже не откажется).
"Принц Александр как человек чести объявил, что женится на ней, но император Николай, не допускавший шуток, когда дело шло о добрых нравах императорской фамилии и императорского двора, пришел в величайший гнев и объявил, что виновники немедленно должны выехать из пределов России с воспрещением когда-либо вернуться; он даже отнял у принца его жалованье в 12 000 рублей, а у Гауке пенсию в 2500 рублей, которую она получала за службу отца".
Тютчева пишет о высылке принца: "То был тяжелый удар для цесаревны, ее разлучали с нежно любимым братом, терявшим всякую надежду на какую-либо карьеру и вместе с тем все средства к существованию из-за игры кокетки, увлекшей этого молодого человека без настоящей страсти и с той, и с другой стороны".
(Я не думаю, что незамужнюю Юлию мог кто-то выслать. Скорей всего, как и в случае с Надеждой Акинфовой и герцогом Лейхтенбергским, другим родичем царской семьи, имел место ее банальный побег из-под присмотра, ради свадьбы. А его просто уволили с военной службы и приказали выехать за границу, и он не захотел уезжать один).
Любовники обвенчались 28 октября 1851 года в Бреслау, в королевстве Пруссия. Ситуацию им облегчило то, что оба не были православными.
К этому времени Юлия была на шестом месяце беременности и вскоре родила первенца.
Их брак был признан морганатическим. В 1851 году Людвиг III, великий герцог Гессенский, даровал жене своего младшего брата титул графини фон Баттенберг с обращением «Ваше светлейшее высочество», а в 1858 году присвоил ей титул княгини фон Баттенберг с обращением «Ваша Светлость». Дети Юлии и Александра также получили титулы принцев и принцесс фон Баттенберг с тем же обращением. Таким образом, род фон Баттенбергов приобрёл статус боковой ветви дома великих герцогов Гессенских.
Как бы не подозревала Тютчева новобрачных в отсутствии страсти с обоих сторон, они достаточно счастливо прожили вместе 37 лет.
Соответственно, их дети были двоюродными братьями и сестрами Александра III по материнской линии. Романовы об этой мутной истории помнили: как-то один из этих детей, Александр Баттенбергский, ставший правителем Болгарии, в чем-то там предал интересы Российской империи. Бисмарк пишет о реакции нашего на это событие так: "Император Александр III объяснял отпадение своего кузена попросту его польским происхождением; «польская мать» [«Polskaja mat»] — было его первым возгласом, когда он разочаровался в поведении своего кузена". (Мне все-таки кажется, Бисмарк не понял некоторые нюансы этого возгласа истинного носителя русского языка...)
Вообще у них было 5 выживших детей, из которых первый сын, рожденный в 1854 году - Людвиг Баттенбергский, женился на внучке королевы Виктории - Виктории Гессенской. Он стал с 1917 года принц Маунтбаттен и маркиз Милфорд-Хейвен. Имя "Людвиг" было в гессенском доме родовым, его часто давали первенцам-наследникам, первый правитель Людвиг Гессенский родился еще в 1402 году.
Среди детей Людвига Баттенбергского-Маунтбаттена - названный в честь отца Луис Маунтбаттен, вице-король Индии (в честь которого частично и назвали новорожденного британского принца) и Алиса, жена греческого принца -- мать Филиппа Эдинбургского. Вот поэтому его новорожденный правнук и получил недавно имя "Луис". Вот такие вот загогулины у родословных!
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.