Иногда учёные делают нечто такое, что кажется совершенно невозможным. Так, например, 14 мая сего года на страницах одного печатного издания появилось сообщение о том, что этим, без преувеличения, гениям удалось пересадить память одной группы заднежаберных моллюсков другой аналогичной группе. В результате чего принимающая сторона начала помнить то, что с ней никогда не происходило. Это поистине удивительное научное достижение, которое, возможно, однажды поможет нам понять, как работает человеческая память. Естественно, открывающиеся перспективы могут и напугать особо впечатлительных наших сограждан.
Эксперимент, отчёт о котором был опубликован в журнале "eNeuro", проводился в рамках длящихся уже несколько десятилетий исследований, призванных обнаружить энграмму - физическую субстанцию внутри мозга, содержащую наши воспоминания. На всякий случай - её найти так и не удалось. Мнение, которое разделяют большинство учёных, занимающихся этим вопросом, заключается в том, что долговременные воспоминания хранятся в соединениях между нейронами. Однако есть и те, кто считает, что они находятся в некодирующих РНК. Рибонуклеиновая кислота (РНК) более всего известна тем, что помогает клеткам вырабатывать протеины. Это что-то вроде кулинарного блюда, создаваемого по рецепту, хранящемуся в ДНК. Однако некодирующие РНК не участвуют в создании протеинов. Они крайне разнообразны, и мы до сих пор пытаемся узнать и осознать всё то, за что эти молекулы отвечают.
Исследование, о котором мы говорим сегодня, свидетельствует о том, что одна из их функций может быть непосредственно связана с памятью. В ходе экспериментов учёные многократно били током в район хвоста тридцати четырёх калифорнийских морских зайцев. Это заднежаберные моллюски, также носящие название "аллизия". Каждый такой удар вызывал защитный рефлекс в виде втягивания хвоста. Морские зайцы в среде своего обитания таким образом защищают эту часть своего организма, весьма чувствительную, кстати, от хищников. Но, как видим, даже такая примитивная реакция может приносить пользу науке.
Чем дольше учёные били аллизий током, тем продолжительнее становился этот эффект. Через два дня морские зайцы научились удерживать хвосты во втянутом состоянии почти на минуту дольше, чем в начале эксперимента. После этого учёные взяли образцы РНК из нервной системы моллюсков и ввели их в кровеносную систему второй группы аллизий, которая, соответственно, ранее не подвергалась тому, чему подвергаются неосторожные электрики по всему миру. После инъекции эта группа продемонстрировала тот же рефлекс - он длился на 40 секунд дольше обычного. До показателей первого, "обученного" коллектива это время, конечно, не дотягивало, но и этого промежутка с лихвой хватило для того чтобы предположить, что в память морских зайцев были впрыснуты воспоминания их сородичей. Или, по крайней мере, что в их нервной системе поменялось нечто такое, что заставило рефлекс втягивания хвоста длиться гораздо дольше.
Продолжив эксперименты, учёные пришли к выводу, что это происходит вследствие того, что некодирующие РНК каким-то образом запускают процесс метилирования - присоединения метильных групп к определённым участкам ДНК. Это обычно приводит к прекращению производства в этих точках мозга тех или иных протеинов. Что, возможно, в свою очередь, изменяет что-то в нейронах моллюсков.
Работы исследователям предстоит ещё очень много. Они должны выяснить, каким образом некодирующие РНК вызывают метилирование. Как уже оно изменяет нейроны аллизий, а вместе с ними и их память. К тому же мы не можем утверждать, что в человеческом мозге всё работает точно так же, как у заднежаберных моллюсков. Однако в случае успеха этих исследований мы станем намного ближе к пониманию того, где хранится память, и возможно ли изменять её по собственному желанию.
Больше познаваемого читайте на нашем сайте: poznavaemoe.ru