Найти в Дзене

Памятник-путешественник с нелегкой судьбой

"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".

23 мая (5 июня) 1909 года на Знаменской (Восстания) площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала Санкт-Петербурга состоялось освящение и торжественное открытие памятника Александру III.

Александр III (26 февраля [10 марта] 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург — 20 октября [1 ноября] 1894, Ливадийский дворец, Крым) - российский император (с 1 [13] марта 1881 года). Официально коронован в Москве 27 мая, 15 мая по старому стилю 1883 года. Наследником Александра III стал его старший сын Николай (император Николай II).

Александр - второй сын императора Александра II и Марии Александровны.

28 октября 1866 года наследник русского престола женился на невесте покойного старшего брата, дочери датского короля Луизе Софии Фредерике Дагмаре, принявшей имя Марии Федоровны. В этом браке родились Николай (будущий император Николай II), Александр, Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.

Александр III с детьми в гостях у датского короля
Александр III с детьми в гостях у датского короля

Современники отмечали, что при средних умственных способностях и образовании Александр отличался здравым смыслом, интуицией и смекалкой. Царь был немногословен; владел французским, немецким и английским языками, но в обществе старался говорить только по-русски. В быту был прост, скромен и неприхотлив.

Царь отличался богатырским телосложением и славился "взглядом василиска", унаследованным от деда, императора Николая I: его взгляд внушал ужас, мало кто мог смотреть Александру в глаза.

В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание мира монарх получил официальное прозвание Царь-Миротворец.

Александр III придерживался консервативно-охранительных (националистических) взглядов и проводил политику контрреформ, а также русификации национальных окраин.

Внешняя политика России при Александре III отличалась прагматизмом. Главным содержанием был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией, который был заключен в 1891-1893 годах. Обострение отношений с Германией было сглажено "Перестраховочным договором" (1887).

С личностью Александра III связывается представление о настоящем богатыре с железным здоровьем. 17 октября 1888 года он пострадал в железнодорожной катастрофе недалеко от станции Борки в 50 км от Харькова. Однако, спасая жизни близких, император около получаса держал рухнувшую крышу вагона, пока не подоспела помощь. Как предполагают, в результате этого чрезмерного напряжения у него начала прогрессировать почечная болезнь.

Место для памятника было выбрано не случайно, ведь Александр III считался "державным основателем Великого Сибирского пути", который брал свое начало от Николаевского вокзала - строительство магистрали было начато при Александре III...

25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника императору Александру III-основателю Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Заказчиком памятника стали Николай II и члены царской семьи. Окончание строительства дороги намечалось на 1902 год. К этому же году хотели приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (Московского) вокзала. В конкурсе приняли участие известные скульпторы и архитекторы той поры.

Паоло (Павел Петрович) Трубецкой
Паоло (Павел Петрович) Трубецкой

Памятник был выполнен миланским скульптором Паоло (Павел Петрович) Трубецким (сын князя П.И. Трубецкого) и считается его самой известной работой. Автор трудился над монументом 8 лет, выполнил 14 моделей, две из которых в натуральную величину, и только третья получила одобрение специальной комиссии и царской семьи.

Эскиз
Эскиз

Паоло Трубецкой предложил первоначально эскиз статуи сидящего Александра III, но во втором туре скульптором были предложены два варианта конных монументов, значительно отличались лишь пьедесталы.

Так на одном из эскизов пьедестал выглядел, как дикая скала, на которой возвышался конный памятник.

К большому огорчению Трубецкого, Николай II одобрил второй вариант, с пьедесталом работы Шехтеля, четырехугольный в плане, на двух сторонах которого помещались сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда (впоследствии скульптор отказался от них).

Императрица Мария Федоровна нашла фигуру всадника похожею. Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов. Тяжеловесный першерон, так подходящий для его могучей стати, по свидетельству современников, был любимой лошадью императора. Отливка памятника осуществлялась мастером–литейщиком Э.Сперати, которого специально пригласили из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора - в Италии, конь - на Обуховском сталелитейном заводе. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Серьезные подготовительные работы были проведены на Знаменской площади, был создан сложный фундамент.

-5

Открытие памятника состоялось 23 мая 1909 года в Петербурге, перед Николаевским вокзалом, на Знаменской площади (ныне - площадь Восстания) в присутствии Николая II, великих князей, высших государственных и военных чинов, представителей различных депутаций и гвардейских полков, шефом которых был Александр III.

После того, как конный памятник Александру III - тяжелая бронзовая фигура царя, слитая с многопудовой массой грузной лошади на гранитном пьедестале, - предстал перед праздничной толпой, равнодушных среди зрителей не осталось.

-6

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Вместе с тем, можно согласиться и с той точкой зрения, что талантливый скульптор обратился к национальной теме. Александр III представлен в образе богатыря-мощного и спокойного. Под стать седоку и конь.

Современники давали ему противоречивые оценки.

Грузный самодержец придавил мощного коня к земле. Тяжелый конь с выгнутой шеей пятится назад.

... на коне тяжелоступном,

В землю втиснувшем упор копыт,

В полусне, волненью недоступном,

Недвижно, сжав узду, стоит, -

так выразил В.Я. Брюсов в стихотворении "Три кумира" свои впечатления от образа "стынущего над толпой" конника-самодержца.

Удивительно точно определил идею этого монумента И.Е. Репин: "Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад".

Памятник породил множество шуток и эпиграмм:

Стоит комод,

На комоде бегемот,

На бегемоте обормот,

На обормоте шапка,

На шапке крест,

Кто угадает,

Того под арест.

- В.В. Долгов. Русское искусство во II половине XIX - начале XX века.

или, например такая:

Третья дикая игрушка

Для российского холопа:

Был царь-колокол, царь-пушка,

А теперь ещё царь-жопа.

- Эпиграмма А.С. Рославлева

Но Николай II остался доволен работой и приказал написать на пьедестале: "Любящий сын – возлюбленному отцу".

После Октябрьской революции, в 1922 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало" -

"Мой сын и мой отец при жизни казнены,

А я пожал удел посмертного бесславья,

Торчу здесь пугалом чугунным для страны,

Навеки сбросившей ярмо самодержавья".

-7

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись "СССР".

Народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.7 ноября 1927 г.
Народ рассматривает памятник императору Александру III,заключенный в клетку.7 ноября 1927 г.

Памятник простоял на площади до 1937 года, когда был демонтирован под предлогом реконструкции площади и убран в запасники Русского музея, а постамент разобран на блоки.

Демонтаж памятника.Фото 1937 г.
Демонтаж памятника.Фото 1937 г.

В 1939 году памятник разместили в Михайловском парке – во дворе Русского музея, где он и простоял долгие десятилетия. Во время блокады Ленинграда вокруг памятника создали защитные сооружения из мешков с песком и бревен, что помогло ему пережить прямое попадание артиллерийского снаряда.

После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея.

Перевозка памятника Александру III
Перевозка памятника Александру III

В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

-11

В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик "Враг капитала" (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).

Несмотря на все перепетии, эта скульптура все же является одним из самых необычных памятников, посвященных российским императорам, в котором немало достоинств: точная психологическая характеристика, необычное и интересное пластическое решение.

Источник " Торжественное открытие памятника Александру III."