В прошлую пятницу авторы паблика Деревенское чтиво выложили открытое письмо владельцев комикс-шопов и этим начали общественную дискуссию посвященную тому, что комикс-издательство Комильфо убивает локальные комикс-шопы. И всё бы ничего, только вот авторы поста вполне умышленно возложили ответственность на Комильфо, мол: «Да как они посмели работать с Лабиринтом, разве вы не понимаете, что убиваете нас, мы же всегда были вместе, почему вы нас кинули?!» — тогда как проблема имеет системный характер и то, с чем раньше столкнулся книжный бизнес, сейчас переживают комикс-шопы.
До момента покупки «Комильфо» АСТМО не обладало достаточным влиянием на комикс-рынок и оттого проблемы распространения комиксов в России не стояли так остро: издательство печатало тираж, выставляло рекомендуемую розничную цену, устанавливало оптовую цену и начинало продавать. Комикс-шопы покупали по оптовой, оплачивали заказы сразу же, продавали по РРЦ на местах.
Если у издательства были соглашения с крупными ритейлерами (Лабиринт, Читай-город, Буквоед, etc.), то часть тиражей отгружалось им. В силу специфики распространения деньги за товар издательства получали лишь спустя время — после того как комиксы продавались. Вроде всё ок, но в чём особенность: у ритейлеров огромная наценка на товар, которая соседствует с постоянной системой скидок и акций, во время которых цены на издания могут падать ниже РРЦ и приближаться к оптовой.
Это касается не только комиксов, но и всей печатной продукции в целом
Для конечного покупателя комиксов подобная система является самой приятной: ждём скидки, покупаем по цене ниже, чем в комикс-шопах, но берём за ту же сумму на 1-2 комикса больше.
Проблемы начинаются тогда, когда на старте продаж свежеизданного комикса Лабиринт ставит цену, не просто чуть выше оптовой, а порой и заметно ниже оптовой
При этом проблема не является новой — через это прошло издательство «Азбука», в определённый момент (примерно полтора года назад) просто переставшее отгружать в Лабиринт свои издания:
Но одно дело «Азбука» — одно из крупнейших издательств России (но которое заметно уступает конгломерату АСТМО), и другое — «Комильфо», которое вообще принадлежит «ЭКСМО»:
Покупкой одного из самых крупных комикс-издательств АСТМО ворвались на рынок, который до этого был для них второстепенным. И начали подминать его под себя теми способами. Это логика большого бизнеса, стремящегося к укрупнению и монополизации. И на данный момент этой самодостаточной корпоративной структуре нет никакого дела до частников, лишь мешающих им делать деньги.
При этом нужно понимать, что это проблема не появилась на пустом месте: Лабиринт (и интернет-магазины в целом) в силу своей специфики уже долгое время «отъедают» аудиторию комикс-шопов (у крупных книжных сетей Лабиринту отъедать нечего — он находится с ними в одной обойме активов). Просто сейчас проблема достигла критического уровня: до 50% всей прибыли с продаж комиксов у региональных комикс-шопов приходится на новинки от «Комильфо». И это на фоне общего спада продаж и финансового упадка.
В данном случае речь идёт о выживаемости мелкого бизнеса в условиях чистого рынка. Кто предлагает товар дешевле — тот и оказывается в выигрыше. В краткосрочной перспективе для конечного потребителя это выгодно: люди уже начали покупать комиксы по сниженной цене в Лабиринте. И им хорошо.
Но что будет дальше? Что будет, если рынок окажется в руках одного игрока, который и будет устанавливать все цены через 5-10-20 лет? Оставим вам право самим рисовать эти картинки, тем более что они есть, если взглянуть на рынок художественной литературы:
Авторы: редакция портала Good Old Nerpach