В июле 1944 года в наш ОКР армии «Смерш» поступил сигнал. Один из местных пастухов сообщил, что недалеко от поселка Фрунзенское, который находился в прифронтовой зоне, он ночью слышал звук самолета, а потом увидел, что с него было выброшено несколько парашютистов.
К этому сообщению отнеслись очень серьезно. Полным ходом шла подготовка к Ясско-Кишеневской операции. Наличие в нашем тылу немецких агентов ставило под угрозу скрытность всей операции.
Мне поставили задачу, разыскать и задержать этих парашютистов. Для начала я решил выяснить, не вводит ли нас этот пастух в заблуждение, чтобы пустить органы контрразведки по ложному следу.
Пастух утверждал, что он действительно видел и самолет и людей, которые из него выпрыгнули. После беседы с пастухом мы решили тщательно обследовать место, где могли приземлиться парашютисты. В результате поиска нами было обнаружено пять закопанных в землю парашюта. Сигнал пастуха подтвердился, и теперь необходимо было как можно быстрее обнаружить и обезвредить немецких агентов.
Но как обнаружить, в каком направлении они ушли? Территория огромная и искать пять человек, это все равно, что искать иголку в стоге сена. Решили начать с опроса местных жителей. Мы создали четыре поисковые группы из солдат, во главе каждой из которых поставили нашего оперативника. Работать начали во всех направлениях от того места, где производилась высадка немецких агентов.
Единственной задачей этих групп был опрос жителей проживающих в этом районе. Он легко могли увидеть и запомнить чужака, и мы не ошиблись.
Местный косарь сообщил, что видел двух наших солдат, которые угостили его сигаретой. Они сказали, что идут из Глинного, хотя двигались с противоположной стороны. Увидев военную машину, красноармейцы засуетились и поспешили уйти. Конечно, это могли быть обычные красноармейцы, но наличие у них сигарет, в то время как обычные солдаты курили махорку, было подозрительным.
Косарь не смог точно описать приметы этих бойцов, но запомнил, что на вещмешке одного из них четко читалась цифра 23, нанесенная химическим карандашом. Это стало весомой деталью в нашем поиске агентов.
Само по себе, наличие цифр на вещмешке не вызывало подозрений. Это делали все красноармейцы, чтобы не перепутать похожие вещи. Кто-то мог написать свою фамилию, а кто-то и цифру.
Легче всего агенту было затеряться в запасном полку, так как туда каждый день поступало множество бойцов из госпиталей и по мобилизации. Такие полки были в каждой армии. В нашей 5-ой ударной армии это был 194-й запасной полк. На него-то и было обращено особое внимание.
После тщательных поисков был обнаружен красноармеец, на мешке которого была написана цифра 23. Проверили его красноармейскую книжку и не обнаружили на ней следов ржавчины, которые оставляют наши скрепки.
Красноармеец настаивал на том, что он прибыл после излечения из военного госпиталя, что находился в Тамбове. В качестве доказательства он предъявил след от ранения, а так же подробно описал этот госпиталь, назвал лечащий персонал, палату в которой лежал. Нами в это госпиталь был сделан запрос, который не подтвердил его слова, но этот человек стоял на своем и отказывался признаться в том, что он является немецким агентом.
Тогда нами была сделана очная ставка, на которую мы привезли косаря, который видел подозрительных красноармейцев. Лишь после этого задержанный дал признательные показания, а так же сообщил, где можно разыскать остальных четверых агентов.
Несколько дней ушло на то, чтобы задержать остальных. Один из агентов, заброшенных под видом «капитана», был задержан на пути в штаб 32го стрелкового корпуса, куда он был направлен в оперативный отдел(!) этого корпуса нашими кадровиками.
На двух парашютистов была устроена засада в районе Балты у железнодорожного моста, который они, по сообщению задержанного, должны были подорвать. После задержания у них была изъята взрывчатка, средства связи, советские деньги в большом количестве и оружие.
Так, благодаря бдительности пастуха в нашем тылу была обезврежены диверсанты и шпионы, которые могли нанести очень много вреда накануне крупной наступательной операции.
( Генерал-майор в отставке Леонид ИВАНОВ )