Новостной портал NPR в феврале взял интервью у одного из авторов The self-driven child. The Science and Sense of Giving Your Kids More Control over Their Lives. Книга вышла недавно, но уже претендует на звание нового бестселлера для родителей. Можем ли мы, люди другой ментальности, почерпнуть что-то полезное у американских психологов? Конечно! Советы, которые дают авторы, универсальны и подходят для родителей, которые стремятся растить детей самодостаточными и самостоятельными личностями.
Книга пока не переведена на русский язык, но редакция TutorOnline постаралась отметить несколько важных тезисов, которые можно “взять в работу” уже сегодня.
Дословно название книги можно перевести, как “Самооуправляемый ребенок. Наука и смысл дать детям больше контроля над своей жизнью”. Нелитературно, однако нам важно проникнуть в саму суть того, о чем говорят авторы - Уильям Стиксруд (William Stixrud) и Нед Джонсон (Ned Johnson).
Билл Стиксруд - нейропсихолог, который провел последние 30 лет, помогая родителям и детям справляться с жизненными проблемами. Именно с ним удалось побеседовать журналистам NPR.
Что означает - “самоуправляемый ребенок”?
Билл объясняет:
За долгие годы психотерапевтической практики я видел очень много молодых людей, которые говорили, что их главное жизненное стремление - оправдать надежды и соответствовать ожиданиям других людей. Они приходили ко мне с одним вопросом: “Хочу понять, что нужно именно мне”.
Главный фактор, который отличает самодостаточного ребенка, - он руководствуется внутренними, а не внешними стимулами. Чтобы научиться самостоятельности в самом широком смысле, дети должны иметь контроль над своей жизнью.
Родители - советники, но не управленцы!
Один из главных тезисов книги - родители должны выбрать для себя роль советников и не стремиться быть строгими надзирателями.
Я видел много семей, для которых вечернее время ежедневно превращалось в третью мировую войну. В основном бои велись за хорошо выполненное домашнее задание - изнуряющие и совершенно непродуктивные бои.
Ребенка можно заставить выполнить какое-то действие против его воли, но нельзя заставить другого человека мыслить, как хочешь ты, или чувствовать то, что хочешь ты. Формальные результаты не будут отражать истинной картины: то, насколько успешен ребенок в учебе, спорте или другом деле, не всегда будет соответствовать тому, насколько он счастлив, спокоен, доволен своей жизнью и отношениями с мамой и папой.
Здоровые отношения в семье начинаются не с приказа, а с вопроса: “Может быть, тебе нужна моя помощь?”. Именно так действуют родители-советники.
Если ребенок отказывается принять вашу помощь, вы просто говорите ему: “Хорошо, я не буду настаивать. Просто знай, что я люблю тебя и всегда поддержу”. Мой опыт работы доказывает, что в подавляющем большинстве случаев градус напряжения снижается в разы.
Но как можно не переживать за отметки, успехи и будущее своего ребенка?
Для большинства из нас характерно то, что я называю - “коллективное заблуждение”: путь к успеху чрезвычайно узок, если ты один раз упал, то встать уже не получится.
Многочисленные исследования доказывают, что это неверно. Отметки в школе или университете не влияют на профессиональное будущее, карьерный рост и материальное благосостояние. Даже наоборот: есть теория, согласно которой троечники добиваются в жизни гораздо больших высот, чем отличники.
Стремление быть первыми во что бы то ни стало ломает психику многих детей. Уметь достойно принимать поражение - качество гораздо более ценное, нежели установка на “победа любой ценой”. Кстати, это подтверждают и руководители крупнейших компаний. Топ-менеджер Google Ласло Бок в одном из интервью в числе самых важных качеств идеального кандидата на работу в Google назвал intellectual humility, под которым понимается умение признавать свои ошибки, примиряться с неудачами и постоянно работать над собой.
Родителям не стоит бояться того, что без их постоянного пинка ребенок ничего не сможет добиться. У каждого человека на генном уровне заложено стремление к лучшему (вспомните хотя бы пресловутую пирамиду Маслоу).
Главная задача родителей - дать детям “энергию”, вселить в них веру в свои силы и свою мечту. Самое худшее, что мы можем сделать, - сказать ребенку: “Ты не сможешь сделать это сам!”.
Вдохновлять, а не требовать!
Я думаю, что самая мудрая вещь - попытаться вдохновить детей дополнительно заниматься дома. Как любой отец, я не хочу, чтобы дети возвращались домой и сидели в социальных сетях или видеоиграх всю ночь. Я хочу, чтобы они работали над собой, развивались, становились лучше как личности. И я хочу, чтобы учителя вдохновляли детей учиться. Скажите ребенку: “Ты можешь выполнить эту домашнюю работу, потому что она важна для тебя. Ты можешь найти альтернативное решение или справиться с заданием так, как посчитаешь нужным”.
Главное - не требуйте выполнения домашней работы ради галочки и не оценивайте старания ребенка формально. Если в школе задали написать короткое сочинение, а вместо этого школьник сочинил стихотворение, задача родителей - поддержать и похвалить, а не переделывать уроки, чтобы отметка была выше.
Позволить детям заниматься тем, что им нравится
Вечный вопрос родителей подростков: настаивать на своем или дать право выбора ребенку? Чаще всего эта проблема возникает, когда нужно решать с поступлением в ВУЗ. Многие мамы и папы уверены, что 16-17-летний подросток не может взять полную ответственность за свое будущее. Детям не хватает жизненного опыта, они строят воздушные замки и смотрят на мир сквозь розовые очки.
Рид Ларсон (Reed Larson) - американский ученый, который занимается проблемой мотивации у подростков. Исследователь пришел к выводу: лучший способ мотивировать ребенка - позволить ему любимые увлечения. Этот простой вывод имеет серьезное научное обоснование. Результаты экспериментов показали, что занятия, которые нам действительно интересны, тренируют мозг “быть сфокусированным на одной цели”. Кроме того, уровень стресса существенно снижается, а уверенность в себе, наоборот, возрастает.
Так какой же он, “самоуправляемый ребенок”?
Секрет, как и все гениальное, прост: к самоорганизации способен тот ребенок, которому дали возможность быть ответственным и самостоятельным. Если не видеть в детях свободных личностей с ранних лет, по мановению волшебной палочки личность не сформируется, когда родители решат, что время настало.