Когда инспектор ГИБДД останавливает машину, водитель часто начинает нервничать. Из-за волнения наладить диалог с сотрудником автоинспекции удаётся не всем. Нередко водитель срывается, и спокойный разговор перерастает в горячий спор. Чтобы предотвратить возможные конфликты, необходимо ориентироваться на законы, по возможности сохранять спокойствие и соблюдать перечисленные ниже рекомендации.
Избегать агрессии
«Причину остановки мне называйте!» Подобные возгласы удачными не назовёшь. А если произносятся они к тому же пренебрежительно и подчёркнуто агрессивно, мирно разойтись будет трудно.
Обязанности инспектора
Подойдя к водителю, работник ГИБДД должен представиться: сообщить своё звание, должность и обязательно фамилию. Также по просьбе водителя он должен показать служебное удостоверение. После этого, согласно Административному регламенту, инспектор должен сообщить водителю причину, по которой его остановили. Если своих первоначальных обязанностей инспектор не выполнил, водитель вправе сам попросить его представиться и объяснить причину обращения. Просьбы необходимо выражать тактично. «Качать права» нежелательно, всегда продуктивнее разговаривать уважительно и в диалоге опираться на существующие законодательные нормы.
Согласно тому же Административному регламенту, водитель при необходимости может попросить подошедшего к нему сотрудника дополнительно разъяснить всё, что связано с предполагаемым нарушением. При этом можно попросить инспектора сослаться на закон, которым он в данном случае руководствуется. Инспектор обязан ответить на все подобные вопросы чётко и недвусмысленно.
Не оправдываться
Зачастую водитель заявляет, что он не совершал правонарушения, которое ему инкриминируют. Тогда он либо начинает оправдываться, либо убеждает стражей порядка в том, что никакого нарушения не было. А стоило бы перво-наперво потребовать у инспектора доказательства вины — например, фото- или видеоматериалы, на которых нарушение зафиксировано. Так как в РФ действует презумпция невиновности, сам водитель ничего доказывать не должен. Исключением служат лишь нарушения, которые автоматически фиксируются специально установленными для этого камерами. Во всех остальных случаях вину водителя обязан доказать сотрудник ДПС. Автовладельцу же достаточно лишь сообщить о собственной невиновности. Конституция РФ позволяет гражданину отказаться свидетельствовать против самого себя.
Составление протокола
Когда речь зайдёт о составлении протокола, инспектор должен разъяснить автовладельцу его права и поставить в этом протоколе соответствующую отметку. Водителю следует внимательно прочитать всё, что написано в протоколе. Сотрудник ГИБДД должен изложить в нём суть нарушения с указанием места и точного времени. Водителю необходимо проверить, верно ли указана дата, место оформления протокола, собственные личные данные, а также данные инспектора и свидетелей ДТП, если они есть.
Если водитель в чем-то не согласен с сотрудником автоинспекции, он вправе дополнить протокол собственными объяснениями и комментариями. Свою точку зрения необходимо излагать аргументированно. Если водитель считает обвинения необоснованными и уверен, что правил он не нарушал, то ему следует прямым текстом написать об этом в протоколе. В тех строках, которые остались незаполненными, важно поставить прочерки. Также гражданину стоит проследить, чтобы в протоколе его называли водителем, так как некоторые инспекторы сразу используют термин «нарушитель», что некорректно. Согласно КоАП, инспектор обязан вручить водителю копию составленного протокола.
Не хамить
Административный регламент устанавливает нормы, которых обязан придерживаться инспектор при разговоре с водителем. Вот основные из них: вежливость, тактичность, выдержанность. Обращаться к водителю инспектор может только на «вы». Также он не должен грубить, оскорблять, вести себя заносчиво, высказываться предвзято.
Все те же правила актуальны и для автовладельца. Даже если он уверен в том, что нарушения с его стороны не было, с инспектором ему стоит разговаривать вежливо, тогда уладить разногласия будет куда легче.
Помнить и о правах, и об обязанностях
Чуть ли не половина конфликтов с ГИБДД возникает из-за того, что водитель недостаточно хорошо знает ПДД и мало знаком с Административным регламентом. Оба этих документа следует изучить досконально.
Особенное внимание следует уделить правилам взаимодействия с инспектором. Здесь очень много нюансов. Например, после остановки по сигналу инспектора водитель вовсе не обязан выходить из автомобиля. При желании он вправе лишь опустить стекло и подождать, пока инспектор подойдёт сам. Хотя есть ряд обстоятельств, когда инспектору опасно подходить к автомашине со стороны проезжей части. В этом случае они имеет право обратиться к владельцу авто с другой стороны либо даже потребовать, чтобы тот остановился в другом указанном месте. Это право инспектора, поэтому споры в данном случае будут неуместны.
В некоторых ситуациях инспектор имеет право потребовать, чтобы водитель покинул салон машины. Вот перечень таких случаев:
- признаки алкогольного или наркотического опьянения у водителя;
- личный досмотр водителя либо досмотр автомобиля (груза);
- сверка при водителе номеров агрегатов, которые установлены в автомобиле;
- необходимость участия автовладельца в тех или иных процессуальных действиях, помощь другим гражданам либо сотрудникам ДПС;
- неисправность автомобиля либо нарушение правил транспортировки груза;
- необходимость оформить те или иные процессуальные документы в служебной автомашине или в специальном помещении.
Есть и ещё один существенный аспект и связан он с документами. При передаче их сотруднику ДПС для проверки по регламенту следует освободить их от обложек, специальных удерживающих устройств и посторонних предметов.
Ключ к успеху — факты и доказательства
Спор без опоры на факты смысла не имеет. Необходимо всегда подкреплять собственные доводы ссылками на нормативно-правовые акты. Спорить с законом всегда очень сложно.
Пример с ремнём безопасности
Если водителя остановили за то, что он якобы был не пристёгнут во время движения, ему необходимо попросить инспектора подтвердить свои слова фото- или видеоматериалами. Если доказательств сотрудник ДПС не предоставит и будет упирать на то, что водитель не пристёгнут во время общения с ним, то можно сослаться на статью 12.6 КоАП. В ней говорится что, пристёгиваться необходимо лишь при движении машины. Это значит, что водитель имеет полное право снять ремень безопасности сразу после остановки.
Если в автомобиле установлен видеорегистратор, который снимает одновременно и дорогу, и салон, то запись сможет подтвердить правоту водителя. Если же регистратора нет, а инспектор настаивает на том, что нарушение имело место, однако доказательств не предоставляет, то все доводы водителю следует сформулировать в протоколе и там же отдельно отметить, что доказательств его вины у инспектора нет.
Бывает и так, что замок ремня безопасности ломается, либо ремень рвётся непосредственно при движении по автодороге. В этом случае следует объяснить инспектору, что инцидент произошёл в пути, и теперь водитель направляется на стоянку либо в автосервис, чтобы устранить неисправность.
Если же транспорт в принципе не оснащён ремнями безопасности, то их отсутствие согласно КоАП не будет нарушением.
Итог
Обладая правовой грамотностью, водитель сможет разрешить многие споры с ГИБДД прямо на месте, с опорой на факты. Если же познаний в области права у водителя недостаточно, ему следует как минимум сдерживать эмоции. Наряду со знанием законов вежливость — залог успешного взаимодействия с ДПС.
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал!