Найти тему
Питер Сегодня

7 самых красивых скульптур на крышах и фасадах петербургских зданий

Особенное изящество и красоту петербургским дворцам, доходным домам и архитектурным причудам добавляют украшающие их скульптурные композиции.

1. Скульптурная группа «Благочестие и Правосудие» на зданиях Сената и Синода

Как это ни странно, Карл Росси крайне неохотно согласился принять участие в конкурсе на строительство зданий Сената и Синода и подал свой чертёж самым последним, после нескольких настойчивых напоминаний. Тем не менее, из всех представленных вариантов царю более всего приглянулся именно его чертёж, который после переработок и нововведений являл собой проект двух корпусов, соединённых величественной аркой.

Здания примечательны не только своими архитектурными достоинствами, но и живописной скульптурной группой «Благочестие и Правосудие», что возвышается над аркой и символизирует единство церкви и государства, придавая постройкам ещё больше пышности и нарядности.

В оформлении фасадов принимали участие скульпторы Василий Демут‑Малиновский, Степан Пименов, Николай Токарев, Павел Соколов, создавшие монументы, которые призваны напомнить неблагонадёжным о карающем мече правосудия и справедливости. Впрочем, горожане никак не соотносили форму с содержанием зданий: местные чиновники были знамениты своей продажностью, благодаря которой процветала чудовищная по своим размерам коррупция. Это, а также арка между домами, стали поводом для каламбура «Сенат и Синод живут ПОДарками».

2. Атланты у здания Нового Эрмитажа

-2

Первоначальный проект здания Нового Эрмитажа предусматривал собой декорирование крыльца вовсе не фигурами атлантов, а изящными кариатидами, однако чуть позже задумку решили изменить и вместо кариатид создать фигуры атлантов, что и было сделано скульптором Теребенёвым.
Свои монументы мастер выполнил из серого сердобольского гранита, остальные элементы крыльца, на котором стоят живописные мужи — пилоны, фриз и колонки балкона — сделаны из кирновского мраморизованного известняка. Атланты сразу же стали одним из символов Петербурга и одним из тех произведений искусства, что вдохновляют на создание песен и стихов. Так, например, бард Александр Городницкий написал песню «Атланты», в которой поётся «атланты держат небо на каменных руках».

Место: ст. м. Гостиный двор, Новый Эрмитаж, ул. Миллионная, 35

3. Колесница на здании Главного штаба

-3

Когда Карл России, проектируя главную площадь Петербурга, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой, которая стала основным посвящением Отечественной войне 1812 года, одновременно с этим родилась идея создать на вершине арки монументальную скульптурную композицию.
Подумать только: на высоте в 36 метров, на вершине строения, будто парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней, которых сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. Руководит же этой повозкой крылатая богиня Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью, а в левой держащая лавровый венок.
Скульптурная группа работы Пименова и Демут-Малиновского призвана раскрыть тот славный период истории, когда Россия была упоена победой над Наполеоном, и новые здания, появляющиеся в столице, должны были об этом подвиге напоминать. В случае со зданием Главного штаба так и произошло: мотив виден во всех элементах арки. 

Место: ст. м. Гостиный двор, Дворцовая площадь, 6-10

4. Необычные атланты на фасаде доходного дома Англареса

Дом на Сапёрном переулке знаменит фигурами, которые украшают фасад здания — бородатыми атлантами, пришедшими будто из доисторических времён, с роскошной львиной шевелюрой, облачённые в одну лишь набедренную повязку, которые поддерживают два прямоугольных эркера. 
Впрочем, постройка и без них перенасыщена декоративными украшениями и изображениями — кариатидами, львиными и кошачьими масками, драконьими головами и фигурками младенцев. Строили дом по заказу то ли купца, то ли офицера по фамилии Англарес, который поручил архитектору Павлу Дейнека создание дома и разработку его украшения.

Место: ст. м. Чернышевская, Сапёрный пер., 13


5. Три музы у фасада дворца Дмитрия Кантемира

-4

Дворец Кантемира на Миллионной улице, который доносит до нас в своём внешнем и внутреннем образе элементы готики и рококо и детали в духе Людовика XVI, примечателен знаменитой на весь Петербург скульптурной группой, стоящей на пересечении Миллионной улицы и Мраморного переулка.
Три изящные женские фигуры, что символизируют плодородие, искусство и мореплавание, каждая из которых держит в руках предметы, изображающие то пучок травы, то лиру, приковывают внимание своими изяществом и красотой, благодаря чему дворец является одной из самых ярких городских достопримечательностей.

Место: ст. м. Адмиралтейская, Миллионная ул., 7

6. Атланты на фасаде дома Вейнера

-5

Пятиэтажный дом на улице Чайковского, который по своему декору напоминает стиль флорентийских палаццо, примечателен не только роскошным фасадом и живописной парадной, но и своими балконами, которые поддерживаются живописными атлантами, а также окнами второго этажа, где можно заметить мужские головы, вытесанные из мрамора.
Кроме того, фасады этого одновременно скромного и роскошного дома украшают львиные головы и две пары грифонов, которых можно увидеть под карнизом южного фасада.
Место: ст. м. Чернышевская, ул. Чайковского, 38; пр. Чернышевского, 9


7. Скульптуры на фасаде здания магазина купцов Елисеевых

-6

-7

-8

Роскошный магазин, где представлены деликатесы из Европы и дальних стран, уже давно стал не столько местом, где можно приобрести изысканную снедь, но и пространством, куда никак нельзя не завести приезжего из другого города друга, чтобы показать ему роскошь интерьера и изобилие товара, от вида которого буквально текут слюнки.
Впрочем, магазин прекрасен не только изнутри, но и снаружи. Архитектор Барановский строил здание так, чтобы оно привлекало внимание и намекало о том, что происходит за его стенами. Так, например фасад украшают монументы скульптора Амандуса Адамсона, которые стоят на уровне второго этажа: «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».
Фигура самого главного покровителя торговли — бога Меркурия — установлена справа от широкого витража. У правой его ноги можно увидеть якорь и фрукты, левая стоит на тюке, который перевязывает мальчик. На другой стороне витража расположена фигура мастерового в фартуке, держащего модель судна.

Место: ст. м. Гостиный двор, Невский пр., 56