Гриф "Секретно".
Мы продолжаем серию публикаций рассекреченных документов периода начала войны.
Материалы были получены из рассекреченных фондов Центрального архива Минобороны России. Представленные документы действительно уникальны и содержат неоспоримые свидетельства очевидцев событий первых дней военных действий, приведены сканы рассекреченной переписки главного командования и начальников армий и подразделений.
Документы представляют собой реальный интерес, так как содержат дословные формулировки советских военачальников при оценке состояния вверенных им войск непосредственно перед началом войны.
Подробно раскрыты сведения о ходе развертывания войск Киевского, Прибалтийского и Белорусского особых военных округов по «Плану обороны государственной границы 1941 года», в частности армий Юго-Западного, Северо-Западного фронтов.
По прошествию 7 лет после окончания Великой Отечественной войны, в 1952 году на базе Военно-исторического управления Генерального штаба Советской Армии была создана группа под руководством генерал-полковника Покровского А.П. , которая приступила к разработке описания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Командующим округами, армиями были разосланы задания , ответы которых и лягут в нашу серию публикаций.
«...около 10-11 часов 18 июня я получил приказание вывести части дивизий на свои участки обороны к утру 19 июня, причем генерал-полковник Кузнецов [Командующий войсками ПриОВО] приказал мне ехать на правый фланг, а сам лично выехал в Таураге, взяв на себя обязанность привести в боевую готовность 10 стрелковый корпус генерал-майора Шумилова.
Начальника штаба армии я отправил в н.п. Келгава с приказанием выводить штаб Армии на командный пункт.»
«В течение 19-го июня были развернуты 3 стрелковых дивизии (10-я, 90-я и 125-я). Части этих дивизий располагались в подготовленных траншеях и ДЗОТах. Долговременные сооружения готовы не были.
Даже в ночь на 22 июня я лично получил приказание от начальника штаба фронта КЛЕНОВА в весьма категорической форме — к рассвету 22 июня отвести войска от границы, вывести их из
окопов, что я категорически отказался сделать и войска оставались на позициях.»
«Насколько неожиданно для подходивших войск началась война можно судить например по тому, что личный состав тяжелого артиллерийского полка, двигавшийся по железной дороге на рассвете 22 июня, прибыв на ст. Шауляй и увидев бомбежку наших аэродромов, считал, что
«начались маневры». А в это время уже почти вся авиация Прибалтийского военного округа была сожжена на аэродромах. Например, из смешанной авиадивизии, долженствовавшей поддерживать 8 Армию, к 15 часам 22 июня осталось 5 или 6 самолетов СБ.»
Дорогие читатели, если пропустили первую часть, то можете ознакомиться с ней перейдя через канал. Либо по ссылке ниже:
Рассекреченные документы начала войны. Часть I.
Подписывайтесь, ставьте лайки - нам будет очень приятно!)
Впереди еще больше рассекреченных материалов, обещаем!)