Вопрос трудоустройства волнует каждого из нас в течение немалых лет жизни.
А как попасть в нужную мне индустрию?
Где получить образование?
А смогу ли я там достаточно зарабатывать?
Относительно работы в спорте, возникают вопросы посложнее:
Можно ли работать в спорте, если я из совершенно другой сферы?
Какими качествами нужно обладать?
Как пробиться в спорт, если вакансий так мало?
И десяток других вопросов, многие-многие другие сомнения, мысли и волнующие тезисы захватывают с головой тех, кто неравнодушен к спорту. Тех, кто хочет работать в спорте и делать его лучше. И получать за это достойные (а порой – крайне хорошие) деньги.
Зная спортивную индустрию изнутри, предлагаю вам несколько инсайдов, которые помогут понять текущее состояние рынка труда в российском спорте. Поехали!
1️) Кто в нашей стране готовит спортивных управленцев/маркетологов/юристов?
ВУЗов несколько: «Плешка», Государственный Университет Управления, РАНХиГС, РМОУ в Сочи, в МГУ слышал про спортивный менеджмент, но ни разу не сталкивался с его выпускниками, «Синергия» имеет целую систему курсов в данном направлении. И всем известная бизнес-школа RMA. МГЮА и «Вышка» начали готовить юристов для спорта.
Развивается эта масштабная образовательная программа (по подготовке "спортивных" кадров) в нашей стране с начала 2010х, и на данный момент количество «выпусков» не столь велико. По моим подсчетам, сейчас у нас подготовлено порядка 300-400 человек, может больше. Сразу оговорюсь, что сами курсы и дисциплины читаемые, только зарождаются. И поэтому порой даже теории не хватает для студентов, не то что актуальных вещей. У меня, например, маркетинг (!) читал 70-летний мужчина, который, пусть и давал нам Коттлера, делал это максимально непонятно и с отсутствием представления о маркетинге в принципе. Не говоря уже о каких-то современных технологиях, трендах и актуальных интересных кейсах.
Поэтому единственное верное решение для человека, желающего делать спорт лучше - это практика и самообразование, совершенствование себя в самых разных областях (как и все образование в целом, по моему мнению). Я видел кучу примеров применения абсолютно неспортивных методов, технологий и решений в спорте. И это было порой очень круто.
Вывод: читайте, развивайтесь максимально глубоко в своём деле, учите языки, интегрируйтесь в индустрию в самых разных сферах и ипостасях.
2) Что нужно уметь для работы в спорте?
В целом, здесь работают как основные решения, применимые к любой сфере, так и специальные, особо важные в спорте:
-опыт работы именно в спорте, ведь сфера более-менее закрытая, и зачастую фраза «я работал здесь, а ещё вот тут, а также на этом проекте» даёт понять работодателю, что вы прошли и чем занималась, больше, чем другие вещи. В том числе и конкретные достигнутые результаты дают понять, чего вы стоите. Такие моменты являются в 7-8 из 10 случаев ключевым в выборе работодателя, брать ли. Кстати, благодаря своему опыту и «списку проектов» я попал на работу в Оргкомитет ЧМ-2018, я так полагаю.
- уникальность компетенций и их разнообразие – если вам от 20 до 30, то обязательно почитайте книгу «Важные годы» Мэг Джей, там потрясающая глава про «капитал идентичности». Суть: чем больше самых разнообразных навыков и опытов у вас есть, тем вы круче, в том числе и в профессиональном плане. Чем уникальнее ты в плане своих умениях – от знания португальского до умения за неделю найти 10 человек на нужные позиции под мероприятие – тем ты круче. Прокачивайте себя во всём. Это не только работы в спорте касается. И не только работы вообще. Это важно.
- умение и желание работать много. Очень много и часто в стрессе. Ребята, которые работают в этой сфере, а также в event и просто в project-сфере, сидят на успокоительных. Не бойтесь, это шутка про «сидят», но это правда работа, требующая стрессоустойчивость на высшем уровне.
- работа в режиме многозадачности, большой требовательности к креативности, умение если не решать, то всегда быть готовым решать самые разные задачи самых разных видов сложности. Без этого никуда.
3) «Каких специалистов ищут в спорте в первую очередь, в какие отделы/сферы»?
Ответ простой. Ищут лучших. Ищут тех, кто знает, как делать успешный и хороший спортивный продукт. Очень желательно, чтобы он был прибыльный в ближайшей перспективе. Тех, кто это начнёт делать с первых месяцев. Ищут креативных и разносторонних. С головой на плечах и умом, а не с 3-мя дипломами и золотыми медалями. С языками и умением думать и делать, а не «владением Miscrosoft Office» и разговорами «вот мне бы миллионный бюджет, и я бы забабахал всё красиво».
4) Как попасть на работу в спорт?
Сакральный вопрос. Статистика: из моей группы в бакалавриате на спортивном менеджменте через год после выпуска работало 6 человек из 30, из них лишь 3 в спорте (включая меня). Сейчас в магистратуре получше: из 35 уже человек 8-10 тем или иным образом в спорте/со спортом работают.
Поработайте волонтером на разных спортивных проектах в течение года. Потом получите первые связи, вас начнут (при вашей хорошей работе) звать на другие проекты и/или более сложный функционал. Копите опыт. Идите на хоккей, кёрлинг, футбольные бизнес-лиги, будьте волонтёром Универсиады в Красноярске, отправляйте в клубы РФПЛ, КХЛ, да хоть в МОК свои проекты, видение тех или иных инноваций, письма с желанием работать и тд. Пробуйте себя везде и всегда. Будьте, как говорил Стив Джобс, «голодными».
Этой сфере (в идеале) нужны только те, кто любит спорт и готов делать его лучше.
На первых порах будет непросто. И не столь круто в плане заработка. Но при должном развитии вы займёте достойное место в сфере. И поймёте, что это было не зря. И как это может быть интересно и круто.