Этот человек сумел подковать блоху и, по утверждениям современников, являлся «самым русским из всех русских писателей». Он родился 16 февраля 1831 года.
Как писатель Лесков реализовался очень поздно – в 32 года. Он плохо учился в школе и смог окончить всего два класса. Ему претила жесткая дисциплина и зубрежка. Получив справку о том, что он все таки посещал учебное заведение, и стал вольнослушателем в киевском университет. Отсутствие полноценного образования нисколько не мешало ему в работе. Сначала Николай работал в канцелярии, а потом, после смерти отца, получил место заместителя столоначальника суда по уголовным делам.
Муж тетки пристроил родственника в компанию «Шкотт и Вилькенс». Работать там Лескову очень нравилось. По роду занятий он постоянно был в разъездах. И однажды, ему в голову пришла мысль, описать на бумаге интересные моменты своих путешествий. И первая его
Несмотря на отсутствие образования, Лесков очень хорошо ценил красоту слова и безупречно владел им. В своих рассказах он активно использовал «народную этимологию», которая придавала произведениям самобытности и яркости.
Быт русского народа, а также жизненный уклад старообрядцев – основной лейтмотив его произведений. Некоторые современники критиковали Лескова за излишнюю сложность описаний, но писатель был не преклонен и считал, что излишняя простота лишит его героев индивидуальности. В своей литературной деятельности Николай Лесков использовал более 20 псевдонимов. Но его всегда узнавали по яркому и самобытному стилю написания.
Творчество писателя очень нравилось А. Чехову, который считал Лескова своим учителем.
Лесков был вегетарианцем из-за жалости к убиваемым животным. Писатель проводил активную пропаганду такого образа питания, даже издавал рецепты подобных блюд, которые сам с удовольствием не только ел, но и готовил. Он с увлечением собирал материал для издания кулинарной книги.
Она вышла под названием: «Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания со вступительной статьёй о значении вегетарианства и с приготовлением обедов в 3 разряда на 2 недели. Составлена по иностранным и русским источникам».
Факт выхода книги и увлечение Лескова вегетариантством вызвало немало насмешек и травли как со стороны некоторых критиков, так и со стороны прессы. Писатель старался не замечать подобные выпады и лишь изредка отвечал оппонентам, приводя как аргумент известных людей-вегетарианцев – Пифагора, Сократа, Сенеку, Байрона, Платона. Он был первым писателем в России, кто осветил в книгах этот стиль притания. В рассказах «Полунощники» и «Соляный столб» есть персонажи-вегетарианцы, которые «не ели ни масса, ни рыбы, а питались лишь одною растительной пищею»
Долгое время Лесков писал небольшие очерки в журналы, до одного случая, в результате которого Николая обвинили во взяточнистве. В одном журнале вышли две его статьи, посвященная коррупции в медицине. Они наделали много шума и злопыхатели написали на Лескова ложный донос. Было долгое разбирательство, после которого Николай Семенович больше никогда не сотрудничал с журналами.
Самое известное произведение писателя - «Левша», тоже вызвало шквал критики. Лескова обвиняли и в излишней мрачности, с которой он изобразил жизнь русского народа, и в национализме, и в попытке принизить простого мужика, и даже в оскорблении англичан.
В некоторых изданиях повесть была опубликована вместе с сопроводительным письмом, в котором Лесков отрицает и попытку унизить простой народ, и попытку польстить ему. И пишет, что эта легенда была записана им со слов старого оружейника. Впоследствии это предисловие было вычеркнуто писателем, так как критики восприняли это буквально и уличили автора в плагиате, сочтя «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», всего лишь записью легенды, практически полностью исключая авторство Лескова.
Лесков увлекался собирательством. У него дома были шикарные коллекции картин, часов, книг.
На личном фронте писателю везло еще меньше. Первая его жена несколько лет провела в психиатрической больнице. Лесков очень переживал за Ольгу Васильевну, постоянно навещал ее и делал врачам дорогие подарки. А когда у нее спросили, помнит ли она своего мужа, женщина, указав рукой на дверь, ответила: Вижу… он черный.
Сам он умер от приступа астмы, успев незадолго до смерти издать полное собрание своих сочинений, которое принесло писателю не только хороший гонорар, но и очередной сердечный приступ - к его большому разочарованию, не все книги смоги пройти цензуру.
Похоронен писатель на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.