Дедовщина, или как правильно неуставные взаимоотношения -это бич нашей армии. Говорят, она пришла в Советскую армию с тех времен, когда начали призывать на службу парней, отбывших небольшое наказание (по-моему, до двух лет заключения). Но мне кажется она была и раньше, ибо в «стаде» где одни парни, всегда будут сильные и слабые. Одно время эту самую дедовщину пытались победить способом формирования подразделений, состоящих из одного призыва. Однако, месяц- другой, и всё- она вот она. Сильные однопризывники начинают придавливать свой же призыв…
Так что единственная реальная возможность если не победить неуставные взаимоотношения, то придавить их - тотальный контроль командиров всех уровней и неизбежное наказание-суровое наказание за неуставные взаимоотношения. Ибо эта гидра без контроля и рубки голов вырастает мгновенно. Отрубишь одну голову вырастает другая и тд.
Сейчас хвалятся в армии, мол, победили дедовщину в современной армии и главный победитель её СКШ. Слыша об этом я смеюсь, главный победитель — это сокращение службы до одного года. Вследствие этого чуток были потеряны традиции и «гаденыши» не успев опериться уже увольняются в запас. Однако «дедовщина» в армии и сейчас тлеет как сырая бумага готовая в любой момент вспыхнуть. И вспыхивает. Просто сейчас в армии стараются это не афишировать, что-то, а уж скрывать армия сейчас умеет многое.
И да хотелось бы спросить победителей «дедовщины», пошто кавказцев в ряды вы сейчас не призываете. В Советской армии, да и Российской служили все национальности, а вот с приходом желательного облика перспективной армии кратко «ЖОПА» - призыв с Кавказа был приостановлен. Ведь в армии был ещё один вид неуставных взаимоотношений – межнациональные и особенно в этом прославились кавказцы. Парни с Кавказа в отличии от парней других районов России приходят в армию более развитыми физически и что главное у них в глазах написано: «Тронешь, обидишь, ночью зарЭжу» и это не беспочвенная угроза в глазах. Плюс к этому они держатся стаей, остальные воины так сказать – «моя хата с краю, и каждый умирает в одиночку». Разобщенностью и пользовались негодяи. Не скажу, что кавказцы все негодники, я до сих пор помню старшего сержанта Арсена Зулкаидова, дагестанца, командира отделения, отличный парень. Главное в работе с кавказцами это не дать им сбиться в стаю. Как только это произошло, бороться станет с ними трудно. Однако можно и нужно работать с ними, ибо они такие же граждане России. В современной же армии пошли по пути наименьшего сопротивления - кавказцев перестали призывать служить. Впрочем, я отвлёкся.
А дедовщину можно победить, если получать личный состав в подразделение из военкоматов и только оттуда. Не из учебных и тем более не из боевых частей. Тогда это будет пластилин, из которого можно вылепить хороший продукт, главное при этом чтобы ты - командир роты сам хотел лепить. Но и в этом случае стоит расслабиться, потерять нюх - гадость вылезет. Ибо мужской коллектив всегда есть и будет стаей самцов, которым природа заложила быть вожаком стаи…
Дедовщину нужно загасить и гасить, гасить постоянно - ежедневно - ежечасно. Я, например, никогда не уходил из роты, пока под благовидным предлогом не спрошу у молодого солдата, остановив его по дороге, или в расположении и тд: «Я могу спокойно уйти домой, и буду знать, что тебя не обидят?». Обычный ответ: «Да!» - ежели солдатик начинал вилять, глаза прятать, пошла работа, подтягиваются секретные сотрудники и дальше дело техники. О ней в дальнейшем я попытаюсь рассказать.
Хочу привести как пример, победу над дедовщиной, случай из своей срочной службы. В нашей роте правила бал страшная «дедовщина», главное время её ночь, когда нет командиров. Градация в ВДВ была такая, до года ты никто и звать тебя никак. Приказ МО СССР об увольнении в запас состоялся и у тебя год службы в ВДВ. Тебя вместе с однопризывниками, если ты не запятнал себя перед старослужащими переводят в «ветераны ВДВ». Назначается день, закупается спиртное и ночью, благодаря бляхе ремня ты «ветеран». Хозяин положения над младшими призывами, ты становишься человеком. Прослужил полтора года - ты «дембель ВДВ». А после приказа МО до увольнения в запас, обычно ещё два месяца службы ты гражданский человек.
Наш приказ состоялся, мы должны стать «ветеранами», но за несколько дней из первого взвода пропадает наш однопризывник рядовой Х…. Двое суток рота его искала, а он в это время находился дома у начальника штаба батальона и пел, пел, пел (улыбаюсь). Начались разборки, скажем так не выходящие за стены части, но досталось всем гадёнышам старших призывов. Тогда нам говорят, мол, вы все стукачи (хотя никто из 27 человек моего призыва в роте ничего командирам не сказал) и перевода вас в «ветераны» не будет! Будем жить по уставу. На что мы ответили, устав, да и похеру, но мы «ветераны» без вашего перевода – а вы идите лесом на хутор. Для кого устав хреное дело? Только для негодяев. И зажили мы по уставу, в том же месяце я и несколько моих однопризывников стали сержантами, а тройка ещё и раньше были сержантами. Власть в наши руки медленно перетекла и, и так как ни мне ни моим друзьям «дедовщина» не нравилась, то стала наша рота уставной. Устав был щадящий, но издевательств над младшими призывами мы не допускали. А поджопника дать нерадивому молодому для ускорения, за нарушение это не считалось. Кстати те, кто «шестерил» из нашего призыва перед старослужащими, были недовольны отменой «дедовщины», но увы поезд ушёл.
Через полгода я стал старшиной роты….
Несколько лет назад общаясь со своим однополчанином, одного призыва, но из другой роты в одноклассниках (ОК) я услышал от 55 летнего мужчины такие слова:
- Ну на хрен вашу третью роту уставную, мы в первой роте жили по понятиям!
- То есть дедовщина? - уточнил я, хотя я и так знал про их дела.
-Да! - последовал ответ. Горько я тогда усмехнулся. Человек скорее всего уже имеет внуков, над которыми как вариант в армии по «понятиям» будут ночами издеваться, бить, заставлять работать за себя и тд., а он так и не понял, что мы живем в человеческом обществе, в котором нельзя издеваться над себе подобными.
ПыСы- Иногда меня находят в основном в ОК мои подчиненные из младших призывов, и взрослые мужики теперь с радостью пишут: «Привет наш старшина!», - и мне приятно. Ибо я девятнадцатилетний сопляк, не захотел жить по понятиям. Хотя мог, но не стал и для этих мужиков, тогда сопляков я, тоже сопляк тогда, остался на всю жизнь их командиром и старшиной!
==========
2018 год.
Продолжение последует, начало здесь: ссылка.
Если вам понравилось повествование, то жмите слева большой палец вверх и подписывайтесь на канал — будет продолжение о том, как прапорщик командовал ротой и что из этого получилось...