Наши эмоции — легко настраиваемый инструмент. Только не все об этом догадываются... А ведь от эмоций зависят и наши привычки, и способность выбрать правильный товар, подходящий образ жизни и любимые слабости!
***
Про пекаря Галушкина я уже писала. Если вы еще не читали, то в конце сегодняшних баек вы найдете ссылки на предыдущие рассказы о нем. А пока — сразу к делу!
***
Как-то в перерыв, за чашечкой чая, я случайно рассказала пекарю Галушкину одну историю, произошедшую со мной в детстве. А он вдруг заинтересовался...
Байка про шоколад
«Никакого шоколада!». Для семиклассницы это был жестокий приговор. Очень.
А ведь у меня после многолетних занятий спортом (спортивная гимнастика с ее жуткими нагрузками) просто заболела печень — подумаешь!
Врачи назначили мне дважды в день ходить в поликлинику делать уколы, посадили на диету и строго предупредили, что какао вообще и шоколад в частности страшно вредны для печени.
Из сладкого в моем распоряжении остались только фрукты (которые я и не думала принимать за «сладости») и мармелад (который я никогда особо не любила).
И вот мозг начал свою кропотливую работу.
Вместо того чтобы прикидываться незаслуженно обиженным, он просто пришел к выводу, что шоколадки — это примитив, не достойный такой серьезной барышни как я. Уже через пару месяцев после «приговора», я вдруг поняла, что никаких шоколадок больше не хочу. А еще через полгода была твердо уверена, что я его и не люблю, и никогда не любила. Зато мармелад — вот это действительно круто!
***
— Не понял. Почему мозг? Это же тебя так делать кто-то научил?
— Да нет, он сам...
Видя непонимание, решила объяснить. Только пекарь Галушкин потребовал, чтобы понятно рассказала, а не как в заумных книжках...
Ленивый мозг?
За перемену предпочтений отвечает наш мозг. С помощью самых разных уловок, две из которых являются главными.
Уловка первая — лень
Мозг — это такое хитрое устройство, которое все время хочет отдыхать. Ну лень ему все время работать!
Понять его можно. В спокойном состоянии он потребляет 20% всей энергии, нашего организма. То есть человек мозг отключил и изо всех сил тягает штангу или бегает марафон. Сколько калорий из тех, что вы съели, сожрут бег и штанга?
А вот если напрячь мозг, например, решая задачки, читая умные книжки или играя в логические игры, то его энергопотребление резко возрастает.
Не верите? А посмотрите на настоящих ученых — они же почти все худые! В отличие от некоторых генералов и чиновников и прочих ленивцев, забывших от том, что мозг может не только занимать здоровенную часть черепушки, а еще и думать.
(ой, ой, ну да, бывают исключения из правил, например, нарушенный обмен веществ, но это уже к врачам вопрос, а вовсе не к ученым!)
...Это к чему я все? А к тому, что наш ленивый мозг пытается изо всех сил облегчить себе жизнь. Как? Да просто вырабатывая привычки. Условные рефлексы, как у собачек Павлова. Нажал кнопку — течет слюна. То есть чтобы действовать "на автомате", не раздумывая.
Так вот, если вы даже с больной печенью (ох уж эти желчные люди!) пытаетесь сохранить оптимизм, при этом вместо формулы "хочу шоколадку" говорите "да не хочу я ваш шоколад!" — через силу, даже не веря самому себе, — то мозг говорит: "ага, понятно, состряпаем программку, теперь мы будем облегчать отказ".
Уловка вторая — эмоции
Ну да, за наши желания отвечают, страшно сказать, химические реакции. Всякие там железы, которые вырабатывают разные гормоны.
И наш эмоциональный мозг (лимбическая система по-научному) откликается на все эти выбросы гормонов.
И, ой! Да, конечно! Он страшно не любит получать негативные ответы. Как только что не по нему, он тут же обрастает солидным опытом и пытается впоследствии защититься от повторного наступания на грабли.
Как? Да очень просто! Объявляет, что все, что вызывает плохие чувства, просто гадость!
Вот и мой мозг пришел к выводу, что недоступный шоколад — ерунда, о которой можно не думать, потому что я его просто не люблю!
Размышлизмы Галушкина
— Да ладно тебе, не грусти о шоколаде, — задумчиво почесывая затылок, сказал пекарь Галушкин. — Мне вот другое интересно. Отучить от шоколада мозг помог. А приучить к нему? Ну или к нашим плюшкам?
— Так этим вся реклама занимается. И химическая промышленность, — удивилась я.
— Реклама? — заинтересовался Галушкин, начисто проигнорировав химию.
— Ну да. "Ешь, это вкусно!", "Ешь, это модно!", "Жри, твои друзья уже жрут!" — этим же весь телевизор, газеты и прочие щиты забиты. Не только едой, конечно. Машинами, шмотками, подгузниками, порошками...
— А плюшками? Плюшками?
— И плюшками тоже. Всякие круассаны, кондитерские, хлебокомбинаты...
— Ну да, это да... Но это же дорого... А можно так сделать, чтобы без больших рекламных денег люди наши плюшки полюбили? Ну вот этим твоим ленивым и эмоциональным мозгом?
— Можно. Просто нужно точно воздействовать на нужные эмоции. Чтобы из сиюминутных эмоций формировались долгосрочные чувства. Чтобы нейромедиаторы, например, эндрнфины, глутаматы...
— Э-эй! Не ругайся тут. У меня серьезное заведение! Оно радость должно нести, а не эту ахинею!
Я кивнула. И мы начали придумывать, как зацепить все эти ахинейские штучки, создавая бренд для "Пекарни Галушкина". Но это уже совсем другая история...
=============
Предыдущие рассказы о пекаре Галушкине вы найдете тут:
Пекарь Галушкин. Реклама для выставки — знакомство с пекарем Галушкиным и веселые байки о рекламистах и заказчиках.
Как пекарь Галушкин маскота искал — о том, как выбирать рекламного персонажа для своего бренда.