Обзор фильма "Эволюция" (2015)
Режиссёр: Люсиль Адзиалилович
Тихий берег моря. 11-летний Николас на морском дне находит тело утонувшего мальчика. Но ему никто не верит. Может, ему показалось? Вскоре Николаса как и других мальчиков отправляют в больницу.
Режиссёр, известная мне только в том качестве, что она является сценаристкой "Входа в пустоту" Гаспара Ноэ, создаёт здесь совершенно особый мир. Он красив и прекрасен в своей визуальности, нарочито аскетичен. Сама представленная в картине жизнь - словно по заветам Руссо - предельно естественна: тихий дом, море, мальчики и их матери. Тихий ход времени.
И потому - словно эта простая закономерность - идиллические пейзажи сменяются замкнутыми пространствами больницы. На смену естественности, хоть и местами демонстрирующей свою зыбкость, фальшь, приходит предельная противоестественность, в том числе и в физиологическом плане.
Зрителю постепенно раскрывается суть картины, запрятанной в мрачности и нарочитом сюрреализме, даже фантастичности действа. Этот Парадиз, строго охраняемый молчаливыми девами, рушится от созерцания смерти, облачённой в образ морской звезды. Для героя, который - лишь зритель, беспомощный объект действий, нерукотворный рай эволюционирует в антиутопию, в мир, где основы перевёрнуты. Матриархальный мир идёт дальше, отрицая всё от патриархального мира, перекладывая все тяготы жизни, приписанные и самим Богом, на мужчину, здесь - мальчиков.
***
Отказываясь от счастья рождения, от момента дарения жизни, этот мир предстаёт уродом. Но каждой антиутопии - по своему диссиденту. Момент рождения всё-таки свершится. Новорождённый дух будет отпущен в мир. Из мира матерей - в мир отцов.
***
И хоть картина довольно красива, сам сюжет оказывается невнятным, словно намеренно и нагло претендующим на свою глубокомысленность. Невнятность артикуляции. Концепция интересна, но скрывает ли она за собой что-то помимо самой этой нелицеприятной картины мира?