Найти тему
Сельчанин life

Великие Русские Землепроходцы.

Оглавление
В их честь скрипят могучие кресты
На берегах, оскаленных Аляски…

Афанасий Никитин сын

До монгольского нашествия Русь имела довольно обширные контакты как с западной и южной Европой, так и с азиатскими странами. В основном это были торговые связи, а с православной Византией - и религиозные. Однако, после 1237 года ситуация кардинально меняется: торговые связи с ганзейским союзом ослабевают, купцы торгуют чаще с приезжими «гостями», нежели везут куда-либо свой товар, а княжеские посольства в основном посещают Орду.

Настоящим прорывом стало «хождение за три моря» совершенное тверским купцом, выходцем из крестьянской семьи Афанасием Никитиным сыном. Он отправился в «южные неизведанные царства» в 1468 году и провел в пути четыре года, посетив Персию, Турцию, Индию и Крым, неплохо освоив за это время тюркский язык, а также фарси и хинди. Многие записи в своем путевом дневнике, получившем в дальнейшем наименование «Хожение (хождение) за три моря», Афанасий Никитин делал на тюркском языке. Некоторое записи и отдельные слова и фразы сделаны на персидском и хинди.

-2

Практически в самом начале путешествия в окрестностях Астрахани он был ограблен и лишился большинства товаров. Далее он неоднократно подвергался попыткам грабежей и вымогательства, но продолжал свой вояж и, достигнув сказочной Индии, занес в путевой дневник множество полезных фактов по географии, истории, политического устройства этой неведомой для европейцев земли. Португальцы только задумывались над тем, как отыскать морской путь в Индию, а русский купец Афанасий Никитин уже не только побывал в ней, но и собрал ценнейшую информацию.

В родные края Афанасий добирался через Персию и Крым. В Крыму он посетил город Кафу (ныне Феодосия) и через дикое поле и южнорусские княжества отправился на север. Достигнуть родной Твери ему было не суждено. На территории смоленского княжества, входящего в то время в состав Великого княжества литовского первопроходец Афанасий Никитин, умер.

Спустя несколько лет его рукописный дневник был обнаружен дьяком Момыревым, и внесен в летописные материалы. Сейчас можно с уверенностью сказать, что записи эти были крайне необходимы в 15 веке и бесценны сейчас.

Семён Дежнёв

Говоря о русских первопроходцах. Нельзя не упомянуть о человеке, который еще за восемь десятилетий до Витуса Беринга прошел пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки.

-3

Уроженец Великого Устюга Семён Иванов сын Дежнёв родился предположительно в 1605 году. Ходил с новгородскими ушкуйниками, бил морского зверя, а затем перебрался за Каменный пояс, в Сибирь, где пошел служить в казаки и добился должности по сбору ясака с непокорных племен. Он с небольшим отрядом исходил «тунгусские и самоедские» земли, собрал недоимки ясака за последние годы и постепенно перемещаясь на северо-восток, дошел до Колымы. Описал её и, обогнув чукотский полуостров, вошел в Тихий океан. Опять же, следует заметить, что это было задолго до экспедиции Беринга и Крузенштерна. К тому же, в отличии от Беринга, Дежнёв не вошел в пролив, впоследствии названный Беринговым, а прошёл его весь из Северного Ледовитого в Индийский океан.

После возвращения на Родину, награжденный и обласканный властью Дежнёв, был награжден и вновь отправлен на государеву службу в Сибирь, где и скончался в 1670 году.

После его экспедиций, особенно на территории, являющиеся сейчас Магаданской областью и Чукоткой, остались рукописные карты и планы местности, обсчитанные и обмерянные русла рек, описания образа жизни коряков, чукчей. ительменов и других малоизвестных в те времена, народов Севера.

Эти материалы очень пригодились при организации последующих экспедиций.

Если Вам понравилась публикация, поставьте, пожалуйста, лайк и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.