Найти тему
ScandiNews

Как пицца стала скандинавским блюдом

ТРАДИЦИОННЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ПИРОГ ПРИЕХАЛ НА СКАНДИНАВСКИЙ ПОЛУОСТРОВ ВМЕСТЕ С РАБОЧИМИ С АПЕННИН В 1947 ГОДУ

Коробки для пиццы. Фото: ScandiNews
Коробки для пиццы. Фото: ScandiNews

Первый случай подачи на стол пиццы в Швеции был задокументирован в Вестеросе (Västerås) в 1947 году, рассказал журналистам «Радио Швеция» краевед и историк Никлас Ульвбранд (Niklas Ulfvebrand).

Именно сюда, в Вестерос, по межгосударственному соглашению между Италией и Швецией приехали спустя два года после окончания Второй мировой войны два десятка рабочих из южной части Апеннинского полуострова.

«Вестерос – развитый промышленный район Швеции. И в послевоенные годы, когда спрос на рабочую силу был действительно очень-очень высок... – сказал Никлас Ульвбранд (Niklas Ulfvebrand). – Я имею ввиду, что после Второй мировой войны шведская экономика расцвела. Ей на самом деле не хватало рабочих. Они обратили свои взгляды на разорённую Европу. Северная часть Италии с её развитой промышленностью не годилась для того, что они искали, а они искали опытных рабочих».

То, что нужно было шведам, а именно компании Asea, производившей электрооборудование и компоненты для него (с середины прошлого века предприятие выросло в шведско-швейцарский концерн ABB) нашлось в южной части Италии. В конце сороковых это был один из беднейших регионов Европы, с высоким уровнем безработицы.

«Очень бедная, очень бедная, – вспоминает Салваторе Макри (Salvatore Macri), который приехал в Швецию вслед за своими старшими родственниками в середине шестидесятых, когда ему было 13 лет. – Это было, как Америка для них. Другая Америка – для тех, кто не мог поехать в настоящую Америку. Они поехали в Швецию».

Поездка в Скандинавию для многих итальянских рабочих и членов их семей была первым путешествием в жизни.
«Всё это путешествие началось в Маммоле, маленькой деревушке на юге Италии в регионе Калабрия. Мы сели в поезд и первая остановка была в Риме. Потом из Рима мы поехали в Копенгаген, и из Копенгагена – в Вестерос. Это был первый раз, когда я сидел в поезде. Это было здорово! Очень хорошее путешествие, но долгое», – рассказал господин Макри.

Он с матерью, братьями и сестрой путешествовал по тому же маршруту, который несколькими годами ранее проехал его отец. Как и многие другие его соотечественники, глава семейства Макри отправился на работу в Вестерос, расположенный примерно в ста километрах к западу от Стокгольма.

Первые 26 итальянцев приехали в пятницу, в сентябре 1947 года и приступили к работе в следующий же понедельник – никаких языковых курсов, никакого времени для адаптации в чужой стране.

Ещё шестьсот человек прибыли на протяжении следующих двух лет.

Компания Asea построила для них жилой квартал. Так в Вестеросе появилась собственная «Маленькая Италия».

Для того, чтобы облегчить процесс адаптации на новом месте, иммигрантов снабжали итальянской едой и вином на особых, льготных условиях, специально оговорённых в межправительственном соглашении.

Это вызвало недовольство местных жителей, особенно мужчин. Мало того, что все девушки сразу же влюбились в «экзотических» южных брюнетов, так у них ещё и вина было сколько хочешь – это в Швеции-то, где государство до сих пор старается ограничить доступ своих граждан к любому алкоголю.

Потомок итальянских переселенцев Стефано Безаньи ( Stefano Besagni) вспоминает рассказы своего деда, приехавшего в Вестерос одним из первых: «Шведские девушки ходили в гости в общежития, где жили итальянцы, пить с ними вино. Однажды начальник полиции лично возглавил рейд туда, потому, что они там ещё и в карты играли. И обнаружил там собственную жену, распивавшую вино!»

Под влиянием итальянцев традиционная средиземноморская кухня стала распространяться сначала среди вестеросцев, а потом и среди жителей других частей Швеции..

Салваторе Макри рассказал, что его шведские сверстники любили заглянуть к нему домой: «У меня пятеро братьев и сестра, и у некоторых моих друзей – столько же. Когда они заходили к нам, моя мама говорила: садитесь, поешьте, Так что иногда у нас сидело человек 10-12, евших спагетти с томатным соусом».

«Здесь в Вестеросе в 1947 году подали первую задокументированную пиццу в Швеции. Это 70 лет назад… И это почти прямо сразу после того, как эта первая группа итальянцев сюда приехала. Сегодня иной раз можно увидеть здесь в Вестеросе фургончик с эфиопским «фаст фудом». Это, по-моему, хороший пример того, как всё изменилось», – рассказывает Никлас Ульвбранд.

Ни пиццей, ни кебабом в Швеции давно никого не удивишь. Фото: Reks Art
Ни пиццей, ни кебабом в Швеции давно никого не удивишь. Фото: Reks Art

За семь десятилетий статус пиццы в Швеции изменился с «экзотического» на «хусманскост» (husmanskost). Так в королевстве называют традиционные домашние блюда, приготовленные из домашних же, в крайнем случае, выращенных на ближайшей ферме, продуктов.

Подписывайтесь на канал ScandiNews – здесь интересно!