Однажды в хмурый октябрьский день 1517 года в Германии произошло событие, которое перевернуло всю мировую историю.
Мартин Лютер произнес пламенную речь против католической религии во время службы в Замковой церкви, а потом прибил к ее дверям некий документ, который получил название «95 тезисов». Это была хорошо продуманная и разработанная программа, которая призывала к переустройству и реформированию католичества как основной религии Европы.
Сам Мартин Лютер был католиком, священником и проповедником. Он занимал высокую должность смотрителя 11-ти монастырей, преподавал в университете города Виттенберга и был доктором богословия. Его выступление и «95 тезисов» современники сравнили с «ударом молнии в бочку с порохом», потому что недовольство католической церковью зрело очень давно, и тут оно вылилось народным гневом.
Призыв Мартина Лютера поддержала почти вся Германия. А чуть позже пламя Реформации – так стали называть борьбу за реорганизацию католической церкви – перекинулось на всю Европу, и привело многие страны к гражданским религиозным войнам.
Что требовали реформаторы, и что вызывало их недовольство?
Католицизм возбуждал возмущение у многих людей в Европе:
- своими пышными и богатыми церковными обрядами,
- роскошными соборами, на строительство которых уходили колоссальные средства;
- обязательным налогом в пользу церкви (десятиной), который собирался со всего католического населения Европы;
- разгульной праздной жизнью монахов в монастырях.
А изменения в жизни европейских стран требовали как раз другого: бережливости и скупости.
Наверное, люди не вполне понимали процессы, которые происходили в экономике. Они просто торговали, мастерили-производили товары, строили новые и обустраивали прежние города, осваивали новые рынки.
А Великие географические открытия показали Европе, что есть неведомые ранее места, из которых можно извлечь выгоду торговлей или превращением их в колонии. Получает распространение пиратство как способ наживы и первоначального накопления капитала.
Появляется новый социальный класс – буржуазия, который постепенно набирает силу и требует перемен. Это было время начала индустриального периода в мировой истории. Средневековье заканчивалось, и наступал период Нового времени. И для развития производства нужен был капитал, капитал и еще раз капитал.
А католическая церковь с ее роскошью и властностью
- мешала накоплению денежных средств,
- являлась идеологом и оплотом феодализма и
- охраняла прежние устаревшие традиции и обычаи в жизни людей.
Буржуазии нужна была дешевая религия, которая бы отражала и поддерживала интересы этого класса. Поэтому иконы, роскошные храмы, дорогостоящие ритуалы, статуи, свечи и прочая церковная атрибутика были отвергнуты, и практически все церковные праздники были упразднены.
Переустройство затронуло не только внешнюю сторону, но и богословскую: были приняты пять тезисов, которые составили основу новой религии:
- Человек ответственен только перед Богом, и никакие посредники в виде священников не нужны.
- Спасти свою душу можно только верой. Добрые дела совершать можно, но они не повлияют на оправдание перед Богом – только вера может спасти.
- Спасение – это благодать Божья как Его милость, а не нечто, заслуженное грешником.
- Библия – это основа основ. Все ответы на вопросы нужно искать в Библии. Она – единственный источник учения.
- Посредником между Богом и человечеством является Иисус, и спастись можно только через веру в него.
Новая религия получила название протестантизм. Этимология этого слова связана с ее основоположником – Лютером. Когда император Священной Римской империи объявил Мартина Лютера преступником и еретиком, то князья и крупные города Священной Римской империи подали протест против этого решения. Отсюда и произошло название молодой религии.
В Европе возникло несколько конфессий протестантизма, хотя в каждой их них основные концепции протестантизма сохранились. Так, в Германии протестантская церковь стала называться лютеранской. В Швейцарии появился кальвинизм, названный по имени проповедника Жана Кальвина, а во Франции протестантов именовали гугенотами.
Англия пришла к протестантской религии своим путем и несколько позже, чем остальные европейские страны. Здесь появилась своя особая религия – англиканская. Еще есть такие представители протестантских конфессии как баптисты, адвентисты седьмого дня, пуритане, пятидесятники и другие.
Вот так развитие экономики потребовало смены идеологии и появление новой религии – протестантизма. А это перессорило между собой народы Европы и привело к гражданским войнам: по Германии прокатилась Крестьянская война с Томасом Мюнцером во главе. Франция долгое время была расколота между гугенотами и католиками, и здесь было спровоцировано избиение гугенотов в Варфоломеевскую ночь. Неспокойно было и в Англии: короли поочередно устраивали репрессии то против католиков, а то против пуритан.
Смена феодализма на новую формацию проходила бурно: через Реформацию и последующие революции, которые привели к власти новый класс - буржуазию.
Искренняя благодарность за ваш интерес и внимание. Не забудьте подписаться на канал «История Тут». Лайки, комментарии и репосты в соц. сетях тоже лишними не будут.
Иллюстрации находятся в свободном доступе в сети. Не претендуем на авторство и благодарны авторам, создавшим их.