Мир страдает от невидимой эпидемии, эпидемии боли.
Целых 60 миллионов человек считаются страдать от избегаемой агонии каждый год.
Это ситуация, с которой мечтательный индийский врач, доктор MR Rajagopal, проводит кампанию в течение десятилетий.
Дело не в том, что сами пациенты молчат, объясняет он. В самом деле, он слышал крики агонии соседа на последних стадиях рака почти четыре десятилетия назад, что впервые поставило его на путь, который принесет ему прозвище: «отец паллиативной помощи Индии».
«Его семья спросила, могу ли я помочь, - говорит он, - и я не мог, я был просто студентом-медиком».
Именно его чувство беспомощности перед лицом этих страданий привело его к специализации сначала как анестезиолог, а затем в паллиативной помощи - профилактика и лечение серьезных страданий, связанных со здоровьем.
Но после более чем 30-летней активизации он признает, что боль в большинстве людей - не только в Индии, но и во всем мире - по-прежнему игнорируется. Вот почему он описывает боль как «невидимую» эпидемию.
«Если бы боль была заразной, у нас не было бы этой проблемы», - говорит он. «В настоящий момент боль - это только проблема для тех, кто страдает, для всех остальных это чужая проблема».
Д-р Раджагопал утверждает, что ключевая задача - просто рассказать о масштабах и ужасе страданий.
«Маленькая школьница, когда она влюбляется, имеет Шекспира или Китса, чтобы выразить свое мнение о ней, - писала Вирджиния Вульф, - но пусть страдальца попытается описать боль в голове доктору, и язык сразу иссякает».
И если дискомфорт головной боли не может быть передан писателем, как это сделал Вирджиния Вульф, что из-за острых агоний рака, спрашивает д-р Раджагопал, когда мы разговариваем в коридоре в Паллиуме, специализированной больнице паллиативной помощи, которую он бегает на юге Индии штат Керала.
«Большинство из нас склонны судить о боли своим собственным опытом», - говорит он. «Мы не можем понять, что боль может выходить за рамки вашего воображения. Глубина ощущений агонии невероятна. Мы не видим этого, и больницы не видят этого, потому что врачи говорят, что мы ничего больше не можем сделать для Ты идешь домой."
По его оценкам, только 2% индейцев получают адекватное облегчение боли, и значительная часть тех, которые находятся в Керале, которые, во многом благодаря его усилиям, безусловно, являются самыми передовыми услугами по обезболиванию в Индии.
Он говорит, что корень проблемы прост. Опиоиды - самые дешевые и самые эффективные болеутоляющие средства - слишком сложно охватить во многих странах, особенно развивающихся странах.
Опиоиды либо производны, либо основаны на действии химических соединений, обнаруженных в опийных маках. Они стимулируют рецепторы в головном мозге для создания мощного болеутоляющего эффекта. Они также уменьшают беспокойство и депрессию - общие побочные эффекты сильной боли - но ощущение, которое они вызывают, может быть эйфорическим, и их часто злоупотребляют. Опиоиды также очень затягивают.
Так называемая война с наркотиками, которую ведется в течение многих десятилетий в мире, предназначена для устранения рисков злоупотребления и наркомании этими и другими наркотиками путем ограничения поставок.
Проблема, утверждает доктор Раджагопал и многие другие, заключается в том, что во многих странах, особенно в странах с низким доходом, включая Индию, ограничения зашли слишком далеко.
Завершилась голодная «пропасть» неравенства доступа к обезболиванию между богатыми и бедными странами, завершает недавнее исследование в медицинском журнале «Ланцет» .
В докладе отмечается, что из почти 300 метрических тонн опиоидов, эквивалентных морфину, ежегодно распространяющихся в мире, незначительная 0,1 метрическая тонна достигает стран с низким доходом.
«Тот доступ к такой недорогой, существенной и эффективной интервенции отрицается большинству пациентов в странах с низким и средним уровнем дохода, - заключает исследование, - является медицинским, общественным здоровьем, моральным недостатком и пародией правосудия».
Это не тот язык, который вы обычно находите в изученных медицинских журналах.
Как и авторы исследования Ланцет, д-р Раджагопал сердится на лес ограничений стран, таких как Индия, поощряется навязывать опиоиды.
«Положите это так, - говорит он с кривым смехом, - если вы покинете свой дом, вы хотите иметь хороший замок на передней двери, и вы держите ключ в кармане. Вы не ставите пять замков, а затем дайте ключи пяти различным людям, потому что таким образом вы никогда не вернетесь».
В Индии больницы должны были иметь пять отдельных лицензий, если они хотели хранить даже самые основные опиоидные лекарства. Врачи могут быть привлечены к ответственности за любую ошибку по рецепту, даже если это не привело к злоупотреблению наркотиками.
С такими строгими правилами и жесткими наказаниями пациенты, даже те, кто страдает сильной болью, очень редко получали опиоиды.
Прогресс. Еще в 2014 году д-р Раджагопал и другие сумели убедить национальное правительство изменить закон, чтобы упростить правила вокруг опиоидов. В 2015 году были введены новые правила рецепта и хранения лекарств, но он признает, что их использование было очень незначительным.
Проблема, по его словам, заключается в том, что реформа застопорилась, когда мир все больше осознавал масштабы опиоидного кризиса, который разворачивается в Америке.
Передозировка опиоидных болеутоляющих средств в США создала такое безудержное насилие, что теперь больше людей умирают от передозировок опиоидов, чем в автомобильных авариях .
Было много критики в отношении того, как фармацевтические компании продают опиоиды в Америке, преуменьшая риски наркомании, но часто забывают, что ключевым стимулом было желание врачей лечить боль.
Так же, как и доктор Раджагопал в Индии, движение паллиативной помощи в США в 1990-х годах утверждало, что врачи разрешают огромное количество страданий не лечиться. Боль была названа «пятым витальным знаком», наряду с температурой тела, пульсом, частотой дыхания и кровяным давлением.
Д-р Rajagopal явно разочарован тем, как международные дебаты о том, как бороться с болью, были захвачены опытом США.
«Основные меры предосторожности не были приняты в США», - утверждает он, «и все же весь мир теперь смотрит на США, потому что происходящее здесь настолько сенсационное».
Тем не менее, есть много примеров успешного опиоидного регулирования. «У нас есть Великобритания, или Франция или Германия, - говорит он, - где баланс был достигнут. Они показали - и мы показали даже здесь, в крошечной Керале, - что мы можем сделать опиоиды доступными с разумной легкостью и с адекватными мерами предосторожности в то же время предотвращая ненадлежащее использование или немедицинское использование ».
Он признает, что изменение отношения потребует времени, не в последнюю очередь потому, что лечение боли редко упоминается во время медицинского обучения в Индии и во многих других странах. В результате многие врачи озабочены безопасным назначением опиоидов.
Доктору Раджагопалу сейчас уже семьдесят, но он не планирует прекращать кампанию. «Мы знаем, как лечить боль», - говорит он. «Сейчас нужно защищать от страдания».
«Те, кто болен, не могут поднять свой голос, потому что они настолько ослаблены в теле и духе, и нет никакой ассоциации мертвых, чтобы поговорить с министрами о несправедливости, которая была им предоставлена».
Несмотря на «невидимость» проблемы, боль - это то, о чем мы все должны заботиться, говорит он.
Мы игнорируем это «море страданий» в нашей собственной опасности. «Не ждите, пока это случится с вами», предупреждает он, «потому что тогда будет слишком поздно».
Не теряйте данный канал
https://zen.yandex.ru/media/id/5ac3d7491aa80cdd7d529e2f
из "Поля зрения", подписывайтесь на него, ставьте лайки и получайте самые актуальные, захватывающие, интересные и полезные темы, события, факты о здоровом образе жизни как в России, так и в мире)))