В чём разница между юмористической эстрадой (всё, что зовётся в народе Аншлагом, Кривым Зеркалом и Петросяном) и той комедией, о которой мы обычно пишем? Разница вроде бы ясна, но я решил отбросить все стереотипы и пошёл на концерт Сергея Дроботенко.
Вводные данные: небольшой уральский городок, местный типовой Дворец Культуры примерно на пятьсот мест. Зал заполнен процентов на восемьдесят, в основном женщины лет сорока с мужьями и бабушки в шапках; младше тридцати практически никого, только дети и внуки за компанию со старшими родственниками.
Недлинная интродукция при закрытых кулисах, и вот Сергей на сцене. Сразу шутка о том, что ДК освещён лучше, чем весь город. Аплодисменты, смех — местный актуал не может зайти плохо. В некоторые моменты вообще казалось, то Дроботенко работает по книжке Джуди Картер: сетап, панчлайн, миксаут. Подача очень профессиональная, отличный тайминг. И то, и другое особенно заметно по левой ноге, в нужный момент она забавно выдвигается вбок.
Примерно этот монолог Дроботенко рассказывал ближе к концу.
Где-то на третьей минуте концерта звучит слово «стендап». Мол, сейчас модно называть артистов разговорного жанра стендапистами, а если старые, то и стендапёрами (смех в зале). В принципе можно и самого Дроботенко причислить к стендапу. Почему бы и нет: человек на сцене в одиночку смешит людей в зале, под широкое определение вполне подходит. Разве что программу свою Сергей строит не бесшовно, а сегментально. Отбивка, аплодисменты, поклон, объявление номера, сам номер, отбивка, аплодисменты, поклон, объявление и т.д. Иногда звучат песни, но лучше бы их не было. Просаживается темп выступления, да и шуток в этих песнях как будто и нет. Хотя надо же зрителям отдыхать от смеха, всё-таки концерт длится полтора часа.
Вторая половина программы, Дроботенко разыгрывает в одном лице скетч о недопонимании между врачом и пациенткой. Женщину попросили занести доктору «бутылёк и коробочку», та приходит со своими анализами. И вот они общаются о разных вещах, но не подозревают об этом. «Ну что, может отопьём из вашей бутылочки?» «Ну я конечно слышала, что так делают, но может без меня?» «Да ладно вам, иногда можно». Казалось бы, чёрный юморок, дальше по сюжету почти что «Зелёный слоник», но нет. Больше похоже на старый анекдот, который со временем стал пошлым.
И так со всем материалом: анекдоты, случаи из жизни, комедия наблюдений в стиле «видел очень смешное название блюда в меню». Если монолог от лица персонажа, то как будто пересказ дурного ситкома с вымученными гротескными ситуациями. Уже обшученные по миллиону раз темы роются не вглубь, а вширь. Есть персонаж — нет точки зрения, нет личности. Что угодно из этого концерта мог рассказать любой комик, или точнее говоря, артист разговорного жанра. Это не плохо само по себе, такие шутки, например, удобно рассказывать друзьям. Просто это не свежо, не удивительно, не интересно.
Классический номер Дроботенко про пранк в аптеке. При должном старании можно представить себе это в виде скетча в SNL, why not.
Что удивительно, во время концерта совсем не возникает чувство «О боже, куда я попал?» Просто человек на сцене очень хорошо выступает, но не для тебя. Для женщин сорока лет, их мужей, для бабушек в шапках. Для всех тех, кто привык к обычному бытовому юмору. В этом и кроется разница между «теми» и «этими». Артисты разговорного жанра пересказывают повседневность, комедианты повседневность переосмысливают.