Найти тему
ВОЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Как превратить транспортник в бомбардировщик: опыт Ирака

Предлагаем Вашему вниманию авторский перевод статьи «Закон Мерфи: срочная доставка от Ан-32», размещенной на портале StrategyPage.

В конце 2017 года иракские ВВС выпустили данные о вылетах своих самолетов во время войны 2014-2017 года против ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России).

В течение этого периода у иракцев было всего около 100 истребителей, штурмовиков, разведывательных, транспортных и тренировочных машин. Но эти самолеты совершили 31 000 вылетов, большинство из которых пришлось на миссии поддержки. При этом 17 % пришлось на боевые вылеты, сопровождавшиеся поражением наземных целей, обычно –неуправляемыми бомбами.

Большинство данных атак осуществляли два десятка самолетов Су-25 (российский «А-10»). Вторым наиболее распространенным парком «штурмовиков» являлись шесть транспортных машин Ан-32, которые в основном (в 85% случаев) вылетали для перевозки грузов и персонала. Однако Ан-32 и его предшественники Ан-24/26 использовались в качестве бомбардировщика с 1970-х годов и Ирак продолжал эту практику. Индия, Судан и даже Россия (в Афганистане в 1980-х годах) применяли эти двухмоторные самолеты в качестве бомбардировщиков. С 1970-х годов появились модификации, позволяющие прикреплять к фюзеляжу четыре подвески для 500-фунтовых бомб. Еще четыре бомбы могут быть сброшены с задней рампы самолета. «Антонов» также установил грубый, но эффективный прицел, позволяющий сбрасывать бомбы на цели, пролетая достаточно высоко, чтобы избежать поражения самолета из стрелкового и зенитного оружия.

В 2012 году Ирак получил шесть самолетов Ан-32, которые он заказал у Украины в конце 2009 года. Ан-32 фактически является модернизированной и самой последней версией российского транспортника Ан-24/26. Их выпуск велся с начала 1960-х годов и всего было построено 1600 единиц (38 % приходятся на Aн-26). В 1970-е годы появились еще более мощные версии (Ан-30, Ан-32), но было сделано всего около 360 ед. 27-тонный Ан-32 – это, по большому счету, Ан-26 с лучшими двигателями и повышенной адаптацией для проведения тропических операций. Эта версия может перевозить 6,7 т груза или до 50 пассажиров. Максимальная скорость составляет 540 км/ч, а дальность - 2500 км. Экипаж состоит из двух пилотов и диспетчера.

Ирак закупил Ан-24 у Советского Союза во время холодной войны, но все они пропали к 2003 году. Шесть вновь поставленных Ан-32 совершили 7 000 боевых вылетов в течение 42-месячной войны с террористами, что в среднем составляет почти один вылет в день на каждую машину. Некоторые из Ан-32 выбывали из строя и в течение нескольких дней или недель проходили ремонт, в связи с чем некоторые самолеты совершали несколько вылетов в день. И 14 % из них являлись боевыми вылетами, в которых в качестве груза выступали бомбы. Обычно это были китайские бомбы, поскольку у США не было причин поставлять Ираку боеприпасы данного типа, пока первые иракские F-16 не вернулись к службе в конце 2015 года.

Использованы фотографии: http://uprom.info