"Вчера смотрела передачу про малышей, которые столько знают уже!" - так начала свой очередной сеанс внушения мама. "Им всего по 2-3 года, а они читают, наизусть рассказывают, знают названия автомобилей, столицы стран, готовят и играют на музыкальных инструментах. А твоему уже скоро полтора года, а он даже на горшок сам не ходит..." И далее, как обычно, следует список того, что "ребенок должен знать" в этом возрасте.
Ради интереса решила посмотреть эту передачу, которую ведет Галкин, чтобы самой убедиться, что растет поколение гениев, а мой сын "не в обойме".
Да, среди этих ребятишек действительно есть очень одаренные, но большинство - явные жертвы дрессировок по всем возможным методикам.
Да, сейчас модно развивать детей едва ли не с первого месяца жизни. Начиная с года, многие детки уже записаны на кучу развивашек и кружков различного направления. А у детей чуть старше такое расписание, что и взрослый не выдержит: английский, гимнастика, живопись, музыка и так далее - с раннего утра и до позднего вечера время расписано.
Чего добиваются родители, так нагружая своих детей, какой жизни для них они хотят? Вы посмотрите в лица ребятишек - они печальны и грустны, у них лица взрослых людей, замученных жизнью.
Такое ощущение, что на своих детях родители реализовывают какие-то свои мечты, а то и вовсе пытаются самореализоваться, стать "мамой/папой гения".
И не зря детские психологи бьют тревогу по этому поводу, ведь ни к чему хорошему такая дрессировка привести не может, а вот загнать ребенка в стресс, довести до срыва и нажить комплексы - запросто.
Да, благодаря такой активной дрессировке, ребенок будет обладать более обширными знаниями, чем сверстники, только к чему эти пока "мертвые" знания малышу?
Кроме того, выделяясь среди детей столь значительно, высока вероятность для ребенка стать изгоем в своем детском коллективе: во-первых, ему самому будет скучно общаться со сверстниками (да и некогда - с такой то загрузкой!) и ребенок будет замыкаться в себе; во-вторых, тех, кто сильно отличается, обычно выделяют как "козлов отпущения" - они становятся объектами насмешек.
Дети не обязаны быть гениями. И обязанность наша, как родителей, перед ними - сделать их детство счастливым.
А подобные передачи высоко "поднимают планку" для всех детей, задевая родительское самолюбие и давая очередной пинок родительскому тщеславию. И за дрессировку детей принимаются с еще большим энтузиазмом.
Что касается меня, то я твердо знаю как отвечать на претензии "желающих только хорошего" родных и друзей по поводу развития моего ребенка. Ответ для них у меня один: мой ребенок никому ничего не должен.
Не умеет ходить на горшок в свои 1,2? Значит позже научится. Не говорит пока ничего, кроме 7 слов? Значит, его время еще не пришло. Носится по дому и делит игрушки с собакой вместо того, чтобы учить буквы? Значит, ему сейчас это важнее и интереснее.
И я не собираюсь никому из окружающих доказывать. Тем более, ради того, чтобы кого-то удивить или восхитить, не собираюсь натаскивать своего ребенка на запоминание каких-то поэм, давать огромные физические нагрузки или заставлять просиживать с музыкальными инструментами день и ночь.
Да, с ребенком надо заниматься, но без фанатизма и тем, что интересно ему самому в данный момент.
Я хочу, чтобы у моего ребенка было детство, веселое и озорное, с мыльными пузырями и солнечными зайчиками, с игрой в мяч и беганьем по траве, с качелями, со смехом и радостью.
Я хочу, чтобы мой ребенок был счастливым! И Бог с ней, с гениальностью.
Всем добра!