Пробуем разобраться в канцеляризмах, узнать нововведения законодателей и разглядеть будущее цифровых активов.
В апреле мы говорили о том, как российские чиновники изучали криптовалюты. Приближается лето, а значит, Российская Федерация скоро присоединится к странам, которые регулируют блокчейн и цифровые деньги.
За прошедшее время законопроекты, касающиеся криптовалют, успели пройти через различные комитеты, получить дополнительные комментарии и обзавестись разъяснениями. Теперь-то Россия должна быть готова к интеграции с цифровыми финансами.
Статья основана на открытых источниках и личном мнении автора.
Аккредитация ICO от Минкомсвязи?
Начнём с Министерства связи и массовых коммуникаций. В начале мая оно второй раз направило в правительство проект “Об аккредитации организаций, предоставляющих возможность выпуска цифровых токенов”. Согласно документу, компании, организующие ICO, должны быть юрлицами с лицензией на выпуск и распространение криптографических средств и уставным капиталом не менее ₽100 млн.
Кроме того, компании обязаны выпускать токены за рубли по безналу и тратить привлечённые деньги только на то, чтобы в любой момент можно было скупить обратно монеты по номинальной цене у любого предъявителя. Минкомсвязи планирует контролировать аккредитацию и выдавать разрешения на пять лет.
Представители Торгово-промышленной палаты обратили внимание на завышенные требования к уставному капиталу, которые помешают развитию небольших ИТ-компаний. В Минкомсязи не согласились с замечанием и сказали, что это необходимо для того, чтобы выделить “доверенных производителей” токенов.
В целом новая версия проекта мало чем отличается от предыдущей. Однако на этот раз министерство чётко отметило, что аккредитация “является добровольной и не обязательна для выпуска цифровых токенов”. Остаётся неясным, зачем второй раз пытаться внедрить правила, которые вызывают сопротивление даже на уровне власти и к тому же необязательны для исполнения.
Новые финансовые цифровые права
14 мая на заседании Центра по регулированию цифровой экономики Сколково был представлен новый законопроект “Об обороте цифровых прав в финансовой сфере”. Текст документа появился в Телеграм-канале главы межведомственной группы по оценке рисков оборота криптовалют в РФ Элины Сидоренко.
Новый закон разработан с целью регуляции токенов, как новых “объектов экономических отношений”. Чиновники хотят ввести требования для тех, кто создаёт, торгует, приобретает или хоть как-то взаимодействует с этими активами.
При этом сущность и признаки цифровых прав описывает другой законопроект, собственно, “О цифровых правах”. Он признаёт их “формой существования” имущественных прав и прямо допускает куплю-продажу. Мы ещё поговорим об этом законе. А рассматриваемый сейчас документ описывает цифровые права только в разрезе финансов и называет их финансовыми цифровыми правами (ФЦП).
Итак, к финансовым цифровым правам (ФЦП) законопроект относит:
- Цифровые права на деньги – подтверждают владение средствами, которые государство признаёт денежными. В теории, это могут быть утилитарные токены или коины.
- Цифровые права участия – подтверждают участие в капитале организации. Тут скорее речь о токенах-акциях. Или о цифровых версиях ценных бумаг, которые не являются криптоактивами.
Оба вида ФЦП могут появиться только на специальной инвестиционной платформе. Тут нас отсылают к ещё одному закону “О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ”. Его сейчас рассматривают в Госдуме. В новостях он периодически называется законом о краудфандинге. Так вот, инвестиционные платформы, а точнее, их операторы будут вести учёт ФЦП и их владельцев. Требования для организаций, выпускающих финансовые цифровые права, и их обладателей будет устанавливать Банк России в каждом конкретном случае.
Что хорошего видится в этом законе. Если какое-нибудь ОАО или ООО решится перевести свои акции или доли в цифровые права участия, то их обмен будет проходить легко и быстро. Без нотариальных и банковских подтверждений. Также закон сможет хоть как-то защитить инвесторов, которые планируют торговать цифровыми правами на инвестиционных площадках. В остальном документ устанавливает новые требования, завязывает цифровую среду на другие законы и привносит в нашу жизнь ещё немного бюрократии.
Синхронизация законов и горящие сроки
Итак, мы имеем по крайнее мере три проекта, которые скоро попадут в Госдуму и повлияют на крипторынок в России. Это законы о цифровых финансовых активах, цифровых правах и инвестиционных платформах. Сейчас перед чиновниками стоит задача рассмотреть, унифицировать и принять их, в идеале, одним махом. Первым на очереди стоит законопроект “О цифровых правах”. Госдума рассмотрит его в первом чтении 22 мая.
Документ должен внести базовые понятия и определения цифровых прав в Гражданский Кодекс РФ. На его основе будут строиться последующая регуляция криптовалют. По словам авторов, это делается для того, чтобы люди и компании могли безопасно совершать цифровые сделки и распоряжаться цифровым имуществом. Также государство сможет ограничить оборот таких цифровых активов, которые не определены законом.
В проекте встречаются запутанные, но адекватные вещи. Например, там указано, что адрес блокчейн-кошелька может быть признан цифровым правом на деньги, имущество, активы или чем там ещё власти признают криптовалюты:
Права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом.
Однако не всё гладко в новом законе. Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связиотметил, что понятие “цифровое право” нужно уточнить, а термины “совокупность электронных данных”, “децентрализованная информационная система” и “уникальный доступ” и вовсе отсутствуют в российском законодательстве.
Также в текущей версии документа отмечено, что физические и юридические лица могут использовать цифровые деньги как платёжное средство. Однако в Гражданском Кодексе и законе о Центробанке платёжным средством и официальной валютой на всей территории РФ признаётся только рубль, а введение других единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.
Не остался в стороне и Комитет по финансовому рынку. Он заметил, что в законе нет понятий “криптовалюта”, “цифровой финансовый актив” и “смарт-контракт”. Зато есть “цифровые деньги” и “автоматизированное исполнение обязательств”. В этом документ отличается от законопроекта “О цифровых финансовых активах”. И это только одно из 12 замечаний финансистов. Представьте, какую путаницу в судах, налоговых органах и прочих ведомствах могут вызвать новые правила в текущем виде.
В связи с этим инициаторы закона “О цифровых правах” рекомендовали Госдуме принять проект в первом чтении, но отметили, что при подготовке ко второму чтению надо исключить понятие “цифровые деньги” и статью про платёжные средства.
На данный момент известно, что Госдума не возражает против изменений в Гражданском Кодексе. Согласно заключению начальника Управления Аппарата Госдумы Е.В.Горбачевой, от терминов “цифровое право” и “цифровые деньги” стоит отказаться, а вместо этого использовать знакомые большинству участников рынка понятия “токен” и “криптовалюта”.
Также Аппарат Госдумы отметил, что регулирование цифровой финансовой сферы должно вобрать в себя нормы не только гражданского законодательства, но и финансового, информационного, технологического, а также обеспечить право на судебную защиту и баланс частных и публичных интересов. Как же красиво это звучит.
На практике мы видим, что законодатели до сих пор не определились не то что с механизмами регуляции, а с терминологией новой индустрии. При этом проекты содержат кучу нестыковок, противоречат существующим законам, друг другу, а иногда и здравому смыслу.
Блокчейн и криптовалюты оказались крепким орешком. В заключении Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи к документу “О цифровых правах” отмечено, что по планам закон должен был вступить в силу с 1 мая 2018 года. Теперь главное, чтобы отставание от графика и соответствующие попытки ускорить работу (принимаем в первом чтении так, ко второму исправим) не повлияли на качество решений, которое и так периодически хромает.
Читайте самые интересные и актуальные новости на нашем сайте Jourtify, а также подписывайтесь на сообщества в Вконтакте и Telegram.