В истории гражданской авиации есть немало печальных страниц, когда судьба или чья-то халатность влекла за собой гибель спортивных команд. В своём блоге я уже рассказывал о гибели ХК "Локомотив" (Ярославль) в 2011 году. Также можно вспомнить относительно свежую трагедию 2016 года, когда в Бразилии в авиакатастрофе погибла футбольная команда "Шапекоеэнсе".
Во времена СССР любое происшествие тщательно скрывалось, чтобы не разрушать орел благополучия системы, однако любая система основана на человеческих ресурсах, значит обязательно будет сбой. В 1979 году в спортивной газете где-то на задворках выпуска вышел некролог, в котором говорилось о похоронах футболистов команды "Пахтакор" (Ташкент). Это произошло спустя неделю после их трагической гибели.
11 августа того года самолёт ТУ134А, компании "Аэрофлот" совершал плановый рейс по маршруту Ташкент - Минск, куда вместе с другими пассажирами летело 17 футболистов и сотрудников Ташкентского "Пахтакора". Это самый перспективный, самый талантливый состав в истории клуба. Команда радовала своей игрой болельщиков и экспертов. В тот день футболисты отправились на матч чемпионата СССР с Минским "Динамо" (кстати, удивительное совпадение: в 2011 году хоккейный "Локомотив" также летел на матч чемпионата в Минск на встречу с хоккейным "Динамо").
В то же самое время на высоте в 8400 метров на встречу Ташкентскому борту по маршруту Челябинск - Кишинев летел другой рейс "Аэрофлота" ТУ 134А. Самолёты были в удалении друг от друга, но оказались на одном эшелоне, что создало опасность столкновения.
Утром 11 августа на смену в Харьковский районный центр управления полетами пришла новая смена. Начальник Сергей Сергеев определил на достаточно трудный и сложный участок воздушного пространства довольно-таки молодого (20 лет) диспетчера-стажёра Николая Жуковского, поручив следить за его работой более опытному Владимиру Сумскому, который на тот момент был в ранге диспетчера первого класса.
Рейс 65816 (Челябинск - Кишинёв) осуществлял полет по воздушному коридору, который пересекался с коридором рейса 65735 (Ташкент - Минск) северо-восточнее Днепродзержинска. В то время диспетчеры были под колоссальным давлением и начальства и сложившихся ситуаций в небе, а когда тебе 20 лет, не трудно догадаться, что в какой-то момент ты можешь потерять контроль над происходящим. Видимо это и случилось с Николаем Жуковским, который неправильно нанес на схему время пролёта бортом 65816 контрольных точек, а также имея неверные данные о местоположении борта 65735, ошибочно предположил, что опасного сближения самолётов не будет, тем более что по его расчётам 65816 должен был уже пролететь место пересечения.
В то же самое время в небе был Ил-62, который также лёг нагрузкой на центр управления. И тут, наблюдавший за действиями стажера, диспетчер Сумской увидел на экране сближающиеся отметки. Поняв, что ситуация грозит крупной катастрофой, он вмешался в переговоры между экипажами и стажера, приказав Ил-62 подняться до 9600 метров. Одновременно с этим он отдал указание борту Ташкент - Минск занять освободившийся эшелон 9000. Вот расшифровка переговоров:
13:34:21/УВД Харьков/ 676-й, Харьков, займите 9600… [пауза в несколько секунд] 735-й, а вы 9 займите. Над Днепродзержинском 8400 пересекающийся.
13:34:25/ 86676/ 9600, 676-й.
13:34:33/(нрзб.)/Понял,… 8400.
Сумской, вопреки строгим правилам ведения радиообмена, хотя и не услышал позывной, не стал проверять, кто сказал: Понял,… 8400. Вместо этого он отчитал Жуковского, вернувшись к своему рабочему месту. Спустя минуту после последнего радиообмена на высоте 8400 метров в условиях большой облачности, из-за которой экипажи не смогли увидеть друг друга, два ТУ134А столкнулись.
Концом правой плоскости длиной 2,5 метра 735-й разрубил у 816-го верхнюю часть кабины и начало пассажирского салона, убив сразу всех пилотов, а у него самого оторвало часть крыла, обломки которого полетели в его же правый двигатель. Молдавский самолёт от удара развернуло вправо, а белорусский — влево, после чего авиалайнеры столкнулись хвостами, при этом молдавский левым двигателем снёс белорусскому киль, а ему самому оторвало правое крыло. Борт 65816 разрушился в воздухе сразу на несколько частей. Пилоты борта 65735, который потерял хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей, пытались совершить аварийную посадку, но на высоте 4 с лишним километра авиалайнер потерял управление и, перейдя в пике, около 13:38 рухнул на землю и полностью разрушился
По итогам расследования Сумской и Жуковский были приговорены к пятнадцати годам тюремного заключения. Комиссия, занимавшаяся выяснением обстоятельств трагедии, пришла к выводу, что катастрофа произошла по вине диспетчера-стажера и следившего за его работой Сумского, который, распознав угрозу столкновения, предпринял адекватные меры, но не стал перепроверять полученные данные радиообмена. Что касается начальника смены Сергеева, то он избежал наказания.
Владимир Сумской провел в тюрьме шесть в половиной лет, и вышел с пометкой "за примерное поведение". Жуковский покончил жизнь самоубийством в камере. Через несколько лет его судьбу повторит авиадиспетчер Омска Андрей Бородаенко, по вине которого погибло 170 человек.
В катастрофе над Днепродзержинском погибло 178 человек (94 человека на рейсе Челябинск-Кишинев и 84 на рейсе Ташкент-Минск), включая и 17 футболистов блестящей команды "Пахтакор", которой спортивный журналист Эдуард Аванесов посвятил стих:
Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».
Особую трагичность ситуации придает тот факт, что как показали расчеты, при тех скоростях, на которых летели авиалайнеры, молдавскому самолёту достаточно было задержаться относительно белорусского примерно на 1/50 секунды, чтобы не получить удар крылом...
В моём блоге вы можете прочитать о других резонансных катастрофах:"Последними словами пилота было "Не убивайте!"" "Почему упал самолёт, летевший в Сирию?" "Авиакатастрофа унесла жизни 583 человек" "Самолёт-"Бомба" замедленного действия" "Как пилота вытянуло в окно кабины самолета" "Столкновение в небе над Германией" "Как погиб хоккейный "Локомотив"" "Как Airbus врезался в гору" "Как самолёт упал на детский сад", "Крушение Боинга 747 над Токио", "Забытые авиакатастрофы над Тулой и Ростовом"
Если хотите продолжения - подписывайтесь на мой канал!