Найти тему
Автокультура CARAKOOM

Лечебно-эвакуационные автомобили советской армии: от ГАЗ-55 до БММ-80 (Часть 2)

Продолжение. Читайте также Часть 1.

В 1954 году ОГК Ульяновского автозавода получил от военных задание на разработку полноприводного санитарного автомобиля вагонного типа, предназначенного для транспортировки раненых в полковой медицинский пункт.

А в начале 1955 года Минобороны поручило конструкторам Ирбитского мотозавода создать четырехколесное шасси с мотоциклетным двигателем, на основе которого в перспективе можно было бы построить легкий санитарный транспортер.

ЛуАЗ-967 ТПК
ЛуАЗ-967 ТПК

В силу различных причин ульяновский проект был осуществлен гораздо раньше, чем увидело свет совместное детище ИМ3, НАМИ, ЗАЗ и ЛуМЗ (ЛуАЗ), подключенных впоследствии к созданию ТНК.

Производство санитарных фургонов УАЗ-450А началось в 1958 году, а в 1966 году на конвейере их сменила усовершенствованная модель — УАЗ-452А. В 1985 году, после очередной модернизации, этот фургон получил индекс «3962». Он и поныне является основной «оперативно-тактической» санитарной машиной Вооруженных Сил России.

УАЗ-450А
УАЗ-450А

Серийное производство ЛуАЗ-967М — транспортера переднего края — удалось наладить лишь в 1975 году, спустя 20 лет(!) после формулировки военными задания.

До начала выпуска ТПК функция эвакуации раненых с линии огня была возложена на более громоздкие транспортные средства — вездеходы на гусеничном ходу ГТ-СМ (производился с 1967 года) и бронированный ГТ-МУ (с 1976 года).

ЛуАЗ-967М ТПК
ЛуАЗ-967М ТПК

Оба вездехода, несмотря на то, что их транспортные отсеки по габаритам ненамного превосходили платформу ТПК, были способны перевозить одновременно четверо носилок, установленных в два яруса. В начале 90-х к этим вездеходам присоединился тяжелый колесный санитарный бронетранспортер БММ «Симфония» на базе БТР-80.

БММ-80 "Симфония"
БММ-80 "Симфония"

Транспорт средней эваковместимости, задействованный в перевозке раненых из ИМИ в тыловые медицинские подразделения и госпитали, равно как и специализированные медицинские машины, в послевоенное время создавался на базе серийных грузовиков. Линию санитарных фургонов ГАЗ-55 — ПАЗ-653 продолжили АС-66 (с 1971 года) и АС-66МПП (с 1980 года) на базе ГАЗ-66.

АС-66 на шасси ГАЗ-66
АС-66 на шасси ГАЗ-66

Кроме того, на грузовых платформах создавались многочисленные специальные автомобили. «Профессии» одних были известны еще до войны, другие качественно обогатили арсенал транспорта военных медиков.

К первым относятся передвижные душевые и дезинфекционно-душевые установки — в виде прицепа или на базе грузовика (например, ДДА-53 на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-53, ДДА-66 на шасси ГАЗ-66 или ДДА-2 на шасси ЗиЛ-130), а также передвижные рентгеновские кабинеты, например АР-2У1 на шасси ЗиЛ-131.

Дезинфекционно-душевой автомобиль ДДА-2 на шасси ЗИЛ-130
Дезинфекционно-душевой автомобиль ДДА-2 на шасси ЗИЛ-130

«Дебютанты» послевоенных лет позволили существенно повысить эффективность работы военно-медицинских подразделений и сделать их более мобильными. Одними из самых впечатляющих нововведений стали подвижные медицинские комплексы, брезентовые каркасные шатры которых соединяются с кузовами-фургонами автомобилей, образуя в результате единое, довольно обширное рабочее пространство.

Санитарный автобус ЛиАЗ-677
Санитарный автобус ЛиАЗ-677

Такие комплексы, как правило, используются в качестве мобильных перевязочных (АП) и даже как передвижные ПМП (например, ПКМПП-01 с использованием ГАЗ-66, оснащенного кузовом-фургоном К66).

Кроме того, автопарк медицинской спецтехники пополнился полевыми медицинскими, судебно-медицинскими и патологоанатомическими лабораториями, стерилизационно-дистилляционными установками, рефрижераторами для перевозки и хранения запасов донорской крови и медикаментов, механизированными полевыми прачечными (MПП) и даже передвижными полевыми вивариями для содержания подопытных животных, необходимых для биологических тестов в зонах химического и радиоактивного заражений.

-8

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц