Самый узнаваемый в мире граффити-художник, о жизни которого почти ничего неизвестно. Общество разделилось во мнениях о том, один это человек, или все-таки группа людей. Его настоящее имя тоже загадка: есть предположения, что его зовут Роберт или Робин Бэнкс, а может и Робин Ганнингхем.
Работы Бэнкси стоят десятки и сотни тысяч долларов, а за раскрытие его имени на eBay было предложено $999 999. Он - первый представитель стрит-арта, произведения которого продают в аукционных домах с мировым именем: Sotheby's, Bonhams и Christie's. Его работы коллекционируют Анджелина Джоли и Кристина Агилера. Самое дорогое граффити, "Борьба с вредителями", ушло с молотка за $1,9 миллиона. Этот проект был создан совместно с другим английским художником - Дэмьеном Херстом.
Граффити скандально известного художника - это напоминание людям об ответственности. Он выступает против капитализма, слепого следования законам и бездействия. Моральные принципы Бэнкси полностью отражены в его творчестве.
Даже если ты выиграешь крысиную гонку, ты всё равно останешься крысой.
Бэнкси
Часто у художника встречается образ крысы. Считается, что эти животные могут приспособиться к жизни в любой ситуации: как в городской среде, так и в дикой природе. Даже самые непригодные условия им не помеха. И, как известно, "если корабль тонет, крысы первыми бегут с корабля". Механизм выживания выработал у этих животных хитрость и изворотливость, поэтому Бэнкси сравнивает их с людьми.
Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство» (англ. rat и art). И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь.
Бэнкси
Образ уличного животного контрастирует с помпезными смокингами и красной дорожкой. Крысы-швейцары будто смотрят на прохожих оценивающим взглядом. Они властвуют над обычными людьми, демонстрируя свое положение. Так Бэнкси видит элиту. Вдохновением для этой работы стала история Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Как известно, Париж находился в осаде, и заведения для привилегированных посетителей не могли обслуживать клиентов. Им не поступало продовольствие. Поэтому многие рестораны стали совершать рейды на зоопарки и подавать мясные блюда из слоновьих и крысиных тушь, лишь бы удовлетворить жадные аппетиты тех, кто привык к роскоши любой ценой.
Крысиная тема Бэнкси уверенно перешла с улиц на стены частных домов. В 2004 году он создал серию трафаретных крыс с плакатами, которые обычно используют на митингах, пикетах и забастовках. Самая знаменитая работа в этом стиле называется "Добро пожаловать в ад".
Заметьте, что у грызуна на шее ожерелье с символом мира, но он вовлечен в войну против этого мира. На серии рисунков с крысами Бэнкси показывает, к чему нас склоняет общество и что мы, порой, сами с собой делаем.
Бэнкси часто отображает тему войны, а точнее, победу над войной, в своих работах. Художник показывает свое отшение к ней и значение вражды для человечества. Первый трафарет с изображением девочки, которая обнимает бомбу, словно плюшевую игрушку, автор сделал еще в 1998 году. Картина получила двусмысленное название - "Бомбическая любовь".
Образ невинности и чистоты юной девушки резко контрастирует с ужасом войны. Таким образом он акцентирует внимание на вопросе: почему мы неустанно ведем войны, и когда будем творить мир вокруг себя? Бэнкси создал это изображение с подтекстом: объятья девочки обезвреживают бомбу. Это значит, что у войны нет власти над миром, а позитивное отношение к жизни может обезвредить любое оружие. Ведь мотивируя людей воевать, "сильные мира сего" всегда обещают свободу и демократию, а на самом деле единственное, для чего нужны войны - это утоление жажды наживы и власти.
Любовь выше войны.
Бэнкси
Художника потряс снимок Ника Ута (американский фотограф вьетнамского происхождения) "Напалм во Вьетнаме". Эта работа вызвала широчайший общественный резонанс и повлияла на ход войны во Вьетнаме. По мотивам этой карточки Бэнкси создал одну из самых жестоких картин - "Напалм".
Американские военные предполагали, что в деревне Чанабанг скрывались вьетконговцы. 8 июня 1972 года Америка сбросила напалм на территорию Вьетнама. Жертвами этого зверства стали мирные жители. На фотографии мы видим девочку, ее зовут Ким Фук. Ей всего 9 лет, она сбросила с себя горящую одежду и бежит от места взрыва, крича от боли. Сзади, за детьми у которых сожжена почти вся кожа, бегут военнослужащие Южного Вьетнама. Ник Ут доставил детей в больницу, Ким осталась жива, но перенесла 17 операций. Фотограф получил Пулитцеровскую премию, а Бэнкси сделал из граффити принт, который печатали на разной продукции. Все средства, полученные с продаж, перечислены в благотворительный фонд помощи Вьетнаму.
В Америке очень популярна именно эта работа. Девочку за руки держат идолы, олицетворяющие эту страну, Микки Мауса и Рональд МакДоналд. Вопрос, который возникает у каждого, кто видит это граффити: они пытаются спасти девочку и развеселить ее или провожают в последний путь с ехидной улыбкой?
Самые чудовищные преступления на планете совершаются не теми людьми, кто восстает против правил, а теми, кто им следует. Именно те люди, кто следует правилам, сбрасывают бомбы и вырезают деревни.
Бэнкси
Одна из самых узнаваемых работ Бэнкси "Метатель цветов", также посвящена протесту грубой силе. Здесь изображен митингующий, который вместо "Коктейля Молотова" бросает букет цветов. Первое граффити с этим изображением автор создал в 2003 году, во время поездки в Палестину.
Художник призывает искать мирные пути решения проблем с властью, не допускать агрессии, не провоцировать войну. Потому что любое проявление враждебности неизбежно приводит к войне. Девиз Бэнкси: "Решаешь ты!" Тоесть, если человек выбирает легкий путь насилия, он обрекает себя на разрушение.
История с "Коктейлем Молотова" также встречается в работе "Ценность Тэско". На это произведение художника вдохновил ряд протестов в Бристоле. Жители района были против открытия супермаркета крупной сети, потому что у многих из них был свой малый бизнес, который обеспечивал их существование и передавался от поколения к поколению, как ремесло и способ заработка. Под давлением гигантов розничной торговли, многие предприниматели могли разориться либо им пришлось бы снизить цены на продукты, в ущерб качеству. Естественно Бэнкси выступил на стороне протестующих и создал этот плакат. Он продавал созданные копии "Ценности Тэско" через книжный магазин бристольских анархистов, по 5 фунтов стерлингов за штуку. Все вырученные деньги отправились в фонд помощи задержанным, были потрачены на юристов и помощь семьям митингующих.
Из "забавного" в копилке автора есть принт, изображающий двух милых старушек. Они сидят в уютной обстановке и занимаются привычным делом - вяжут. Но что написано на свитерах, которые они с блаженной улыбкой мастерят? Устойчивые выражения: "Punk not dead" и "Thug for life", которые переводятся как "Панк не умер" и "Бандит навсегда" и объединяют две субкультуры: панк и хип-хоп. Цвет фона этой картины розовый, в тон "Пето Бисмол", противоязвенного и противодиарейного препарата, популярного в Британии. Если олицетворять эту работу с жизнью, то на ум приходит две расшифровки: старушки вспоминают бурную молодость, о которой не жалеют, или радуются, что таким незатейливым образом подрывают основы массовой культуры.
Граффити — это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой, ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он ссыт.
Бэнкси
Бэнкси осуждает культуру потребления. Самая саркастичная работа на этот счет "Клубничный пончик" и "Шоколадный пончик". Говорим "работа", в единственном числе, потому что это две совершенно одинаковые картинки с разницей только в цвете пончика, который определяет его вкус. Здесь художник опять говорит нам: "Решаешь ты!". Полицейские охраняют очень важный пончик, ему нужен эскорт из 5 мотоциклистов. И не важно, что при этом другие, менее важные пончики, не могут свободно ехать по своим делам.
Работы Бэнкси, которые находили на улицах, часто демонтировали вместе со стенами, потому что их можно было выгодно продать. Но сейчас они охраняются по всему миру настолько, что многие защищают от вандалов стеклами и вносят в списки достопримечательностей. Таким образом удается сохранить смысл стрит-арта, ведь он должен быть на улице.
Граффити побеждает прочие виды искусства, потому что становится частью города, инструментом ориентирования. Типа: «Я буду ждать тебя в том пабе, где через дорогу эта стена, на которой нарисована обезьяна с бензопилой».
Это очень разочаровывает: когда ты понимаешь, что лучшие коллекционеры твоих работ — это сотрудники полицейского управления.
Бэнкси
Еще одно граффити с юмором, известное во всем мире - "Криминальное чтиво", было нарисовано на руфтопе (торец дома под крышей). Позже, корпорация Transport for London закрасила этот рисунок, на основании того, что он разжигает в людях жестокость.
"Криминальное чтиво" - это дань уважения главным героям Тарантино. Мы видим, как Висент Вега (Джон Траволта) и Джулс Уиннфилд (Сэмюэль Л. Джексон) направили бананы в сторону невидимой мишени, как пистолеты. Кино, по мотивам которого нарисовано граффити, жестоко. Поэтому Бэнкси решил ассоциировать его с чем-то смешным. Но как мы уже знаем, рисунок закрасили. Тогда художник создал новый шедевр и изобразил в руках персонажей оружие, зато сами они в костюмах бананов.
Молодой райтер (граффити-художник) Озон раскритиковал новую работу и написал на ней: "Если в следующий раз будет лучше, я ее сохраню". Спустя несколько дней его насмерть сбил поезд. Бэнкси сделал на этом месте рисунок, который посвятил критику, а на своем сайте написал:
Когда мы потеряли Озона, мы потеряли бесстрашного райтера и, как оказалось, еще и проницательного искусствоведа. Покойся с миром, Озон.
Бэнкси
Бэнкси часто делает свои произведения тематическими, выбирая для них особенные места. Граффити "Хорошо висящий любовник" художник нанес на стену клиники сексуального здоровья. Этот рисунок стал первым легальным произведением уличного искусства. Согласно опросам, 97% населения хотят, чтобы работу сохранили. Но нельзя забывать о 3%, которые не считают "Хорошо висящего любовника" достойным всеобщего обозрения. В июне 2009 года кто-то расстрелял его шариками с синей краской, из пейнтбольного ружья. Часть краски удалось смыть, но некоторые следы остались навсегда. А в 2018 году именитый любовник снова был осквернен, но на этот раз, его расписали черной краской различными непристойными словами.
Есть четыре основных потребностей человека; еда, сон, секс и месть.
Бэнкси
Бэнкси считает, что "единственная вещь, на которую стоит смотреть в большинстве музеев, — это школьницы на экскурсии". Он объясняет это на примере картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза", которая является одним их самых растиражированных образов в искусстве. Она стала так популярна потому, что в 1991 году ее украли и поднялась большая шумиха, иначе, по мнению художника, она спокойно висела бы дальше в одном их выставочных музейных залов.
Однажды Казимир Малевич и Марсель Дюшан решили, что теперь этот образ станет прекрасным примером того, как классическое искусство может быть современным, если в него добавить новые элементы. Например, дорисовать усы или квадраты. В свою очередь, Бэнкси тоже сделал несколько трафаретов с портретом Джоконды. В варианте с розовым фоном художник намешал весь поп-арт, чтобы показать абсурдность этой картины. Проблема в том, что изобразительное искусство контролируется небольшой группой людей, которые решают, что показывать зрителям в музеях. Поэтому мы лишены возможности выбирать самостоятельно."Мону Лизу" Бэнкси в 2006 году купили на аукционе Sotheby's за 57,6 тысяч фунтов стерлингов. Сейчас она оценивается в 700 тысяч евро.
Современное искусство — это зона бедствия. Никогда еще в истории человечества столь многое не было сосредоточенно в руках столь незначительного количества людей для того, чтобы сказать так мало.
Бэнкси
В копилке художника, помимо граффити, есть несколько общественных акций. Самая знаменитая из них - распечатанный в 2004 году миллион поддельных купюр. На банкнотах была изображена принцесса Диана, вместо портрета Королевы Елизаветы II. Надпись "Банк Англии" он заменил на "Бэнкси Англии", также с одной стороны была напечатана фраза "Я обещаю выплатить по требованию заявителя номинальную стоимость купюры", а с другой, под портретом Чарльза Дарвина он написал "Не доверяй никому". Часть купюр Бэнкси выбросил в толпу на карнавале Ноттинг-Хилл, но люди подумали, что они настоящие, и стали расплачиваться ими. Когда художник понял, что фактически напечатал фальшивые деньги, больше их не разбрасывал. Эта акция показала алчность и безответственность общества.
Оставшиеся "деньги" художник использует при продаже своих произведений, через свой Пест Контрол (организация которая подтверждает подлинность его работ). Когда работа продана, половина купюры с Леди Ди клеится к ней, а другая остается у Пест Контрол.
Как организатор стрит-арт культуры Бэнкси создал несколько значимых выставок:
1) Выставка Dismaland (Дисмаленд)
2) Выставка Banksy VS Bristol Museum (Бэнкси против Бристольского музея)
3) Выставка Barely Legal (Беарли Лигал)
Dismaland (Дисмаленд)
В августе 2015 года на побережье Бристольского залива Бэнкси создал художественный проект "семейного парка для детей, не предназначенного для детей". Автор считает, что посещение парка "дает возможность избежать бездумного эскапизма". У зрителей была возможность лично поучаствовать в происходящем. Чтобы понять, в чем смысл выставки, предлагаем вам посмотреть фотографии.
Выставка Banksy VS Bristol Museum (Бэнкси против Бристольского музея)
Это одна из самых значительных выставок художника, потому что она прошла в здании Бристольского музея. Бэнкси внедрил свои работы в классическую экспозицию музея. Люди стояли в очереди часами, чтобы посмотреть как мастер стрит-арта смог обыграть пространство. Подготовка заняла всего один день, а гонорар Бэнкси составил 1 фунт стерлингов.
Выставка Barely Legal (Беарли Лигал)
Одна из первых и самых известных выставок прошла в Лос-Анжелесе в 2006 году. Она собрала работы, выложенные в различных техниках. Конечно самым запоминающимся стал слон, которого Бэнкси выкрасил в тон обоев нетоксичной краской.
Художник хотел обратить внимание людей на проблему уровня бедности в мире, но им больше хотелось обсуждать нарушение прав животного. Несмотря на то, что слон был накормлен и напоен, вечером его уводили отдыхать в стойло, а выставка длилась всего 3 дня. За это короткое время выставочный зал посетило более 35 тысяч людей.
Чтобы погрузится в атмосферу стрит-арта и понять, чем он отличается от вандализма, а может и вовсе является его сутью, рекомендуем посмотреть фильм "Выход через сувенирную лавку" (англ. "Exit Through the Gift Shop"), в котором режиссером выступил сам Бэнкси. Это документальное кино было номинировано на Оскар, но как и почему, история умалчивает.
Посмотреть фото всех работ Бэнкси можно на сайте. Особенно интересно видеть уже уничтоженные граффити. Автор не сразу понял, что нужно сохранять память о своих работах в фотографиях, хотя это очевидно. Общество всегда будет по-разному относиться к рисункам на стенах, как бы качественно, во всех смыслах, они не были выполнены.
Сейчас все больше владельцев арт-пространств, студий красоты, автомастерских, школ, гаражей и других мест, у которых есть стены, предлагают начинающим художникам украсить их различными рисунками. Их нельзя назвать граффити, если нет элемента самостоятельности райтера. Особого стиля, характера, манеры, присущей только одному человеку. Но, радует то, что уже сегодня в порядке вещей проводить выставки стрит-арта, обсуждать работы молодых художников граффити и обращать внимание на смысловые перформансы в стиле "слона в комнате".
Своими работами Бэнкси доказал, что с помощью граффити можно выражать мысли и продвигать идеи не хуже, чем с трибуны, в песне или на бумаге. Он стал первым массовым стрит-художником, но это не сделало его картины на стенах и принты на холстах "попсой".
Вы ведь знаете, что хип-хоп сделал со словом «ниггер»? Так вот: я хочу сделать то же самое со словом «вандализм» — вернуть его.
Бэнкси