Прогнозы - дело неблагодарное. Эту истину, лишний раз, доказывает предположение незадачливых фантастов, в частности, по поводу будущего эры космонавтики.
После полета первого человека в космос, воображение писателей и сценаристов не на шутку разыгралось. К началу 21 века была обещана колонизация Луны и Марса. Перелёты между планетами должны были стать простыми, как переезд из Рыбинска в Ярославль.
Но реальность такова, какой мы видим ее за окном. В вашем ангаре до сих пор не стоит на дозаправке персональный космический шаттл, а на бельевой веревке не сохнет высокотехнологичный скафандр из нановолокна. Космические туристы, правда, появились, но про массовость этого явления пока говорить не приходится.
Почему же земная космонавтика до сего момента пребывает в детсадовском возрасте, а мы до сих пор не летаем на луну по профсоюзным путевкам?
Оказывается, в этом виновато не только техническое несовершенство земных аппаратов, но и наше собственное тело, слишком хилое и накрепко привязанное к условиям планеты. В связи с этим многие бывшие космонавты проведшие на орбите не один десяток часов, вслух высказывают крамольную мысль о том, что человек в космосе нужен также, как регулировщик на современном перекрестке
Задачей освоения космоса, дескать, гораздо лучше справятся машины, но практика показывает, что луноходы и марсоходы, пока, значительно уступают человеку в скорости и сообразительности. Медленно ползущий по марсианскому грунту автомат, можно обогнать даже на костылях. Известно, что за многие месяцы неуклюжие земные машины проезжают по пересеченной местности Луны не более 50 километров, в совокупности луноход не ведает, что такое смекалка. Он не в состоянии приклеить деталь скотчем или заткнуть течь фломастером. Управление таким аппаратом из земли сложное и крайне медленное из-за торможения сигнала, а также по причине не догадливости машины, надолго становящийся в тупик, перед камнем средней величины, оказавшимся на пути. Отсюда вывод.
Человека заменить сложно, тогда каков он космонавт будущего?
В первую очередь, заострим внимание на том, что мы продукт миллиардов лет эволюции, в буквальном смысле, дети земли.
Что нужно изменить в человеке, чтобы сделать его тело пригодным для длительных космических путешествий?
Многие действующие космонавты сетуют, что ноги в невесомости без надобности, а вот рук катастрофически не хватает. Вполне возможно, что те поколения которые будут рождаться на космических станциях или других планетах станут полностью адаптированными к предлагаемым условиям. Ведь даже тела космонавтов на МКС, в кратчайшие сроки, серьезно трансформируются, вынуждено приспосабливаясь. Правда многорукими, в ближайшем будущем, колонисты вряд ли станут. Эволюционный процесс не так скор, но не надо забывать, что на помощь может прийти генетика.
Жесткое космическое излучение, одно из самых главных препятствий на межгалактических дорогах. Даже незначительное радиационное облучение за пределами магнитного поля земли в долгосрочной перспективе грозит пилотам затяжными депрессиями, глобальными повреждениями нейронных связей головного мозга, необратимым отмиранием клеток. Нивелировать опасность можно с помощью защитных конструкций шаттлов и приема специальных медикаментов.
Как выяснилось, на орбитальной станции грибковые инфекции чувствуют себя отлично, не хуже, чем на земле. Тогда где гарантия, что на борту космического шаттла не разовьется патоген который приведет гибели всего экипажа. Воспрепятствовать этому могут только тщательно продуманные суперсовременные системы очистки воздуха на борту. Есть и второй вариант, непробиваемый врожденный защитный барьер организма.
В условиях невесомости все мышцы человеческого организма, в том числе сердечные, атрофируются, а кости истощаются, и это несмотря на постоянные тренировки и витаминизированный рацион. Значит в кораблях будущего должны быть созданы условия искусственной гравитации, либо появится космонавты, абсолютно, нечувствительные к таким мелочам, как невесомость.
Чтобы полет к другой планете не стал сценарием очередного триллера о сумасшедшим маньяке, убившим весь экипаж. Нервы космонавта будущего должны быть крепче стальных канатов. Ни в одной земной тюрьме человек не чувствует себя настолько одиноким, как за пределами собственной планеты. Психические отклонения у людей, длительно находящихся в однородной компании и в замкнутом пространстве, случаются часто. Это может привести к мятежу и жестоким убийством, поэтому пилоты которые отправятся на Марс и дальше, должны обладать очень крепкой психикой.
Исходя из выше изложенного, скорее всего, в дальнейшем, во главе угла станет не терраформирование планета посещения, а увеличение коэффициента приспосабливаемости людей к необходимым условиям. Для путешествия будут подбираться индивидуумы с идеальным генетическим набором, устойчивой к радиации, психически уравновешенны, с усиленной костной тканью, усовершенствованным иммунитетом. Эти признаки передадутся и их потомкам.
Адаптировать человека к жестокому космосу вполне способны генетики, то есть в будущем, не технические достижения, а генная инженерия станет ведущей отраслью. Когда дело коснется дальних пилотируемых полетов, именно изменение генома позволит создать человека, приспособленного к нормальной и даже процветающей жизни вне родной планеты.
Возможно, в недалеком будущем, когда человеческие легкие и мозг будут страдать от недостатка кислорода на выжженной планете, а жизнь на земле станет непригодной, как прогорклая пища, самым популярным лозунгом будет слоган: