Найти в Дзене

Вера Владимировна Алтайская

Вера Владимировна Алтайская родилась в Петрограде, 21 мая 1919 года.
Ее приемным отцом был популярный писатель Константин Николаевич Алтайский - Королев, который в 30-хх гг. перевез семейство в Москву.
Вера Алтайская принадлежала к несчастливому поколению советских киноактрис, рожденных вскоре после революции. В середине 30-х годов произошел рост кинопроизводства, требовавший появления новых лиц. И выросли как грибы актёрские школы при кинофабриках – почти при каждой крупной студии Союза. Окончив актерскую школу при киностудии "Мосфильм", Вера Владимировна стала актрисой Театра-студии киноактера. Студийцы взрослели на глазах у режиссёров, снимались в массовках, затем в эпизодах. К ним привыкли, на них уже писались роли. Все изменила война. Эвакуация, резкое сокращение производства: ролей не хватало и для укоренившихся в штате. Недавние выпускницы отошли на второстепенные и эпизодические роли. Вскоре после войны началось сталинское «малокартинье», к 1951 году число фильмов не превышал

Вера Владимировна Алтайская родилась в Петрограде, 21 мая 1919 года.
Ее приемным отцом был популярный писатель Константин Николаевич Алтайский - Королев, который в 30-хх гг. перевез семейство в Москву.
Вера Алтайская принадлежала к несчастливому поколению советских киноактрис, рожденных вскоре после революции. В середине 30-х годов произошел рост кинопроизводства, требовавший появления новых лиц. И выросли как грибы актёрские школы при кинофабриках – почти при каждой крупной студии Союза. Окончив актерскую школу при киностудии "Мосфильм", Вера Владимировна стала актрисой Театра-студии киноактера. Студийцы взрослели на глазах у режиссёров, снимались в массовках, затем в эпизодах. К ним привыкли, на них уже писались роли. Все изменила война. Эвакуация, резкое сокращение производства: ролей не хватало и для укоренившихся в штате. Недавние выпускницы отошли на второстепенные и эпизодические роли.

Вскоре после войны началось сталинское «малокартинье», к 1951 году число фильмов не превышало двадцати картин в год по всей стране. В «оттепель» всё возродилось. Но предвоенным девочкам было уже под сорок. И новые лица пришли им на смену.

Состоялись, в первую очередь, актрисы с театральным образованием. Они возвращались на сцену, затем вновь снимались и, таким образом, всегда оставались на плаву. Наиболее яркие примеры – Людмила Целиковская и Валентина Серова. Но и они не сыграли десятой доли того, что ожидалось.

У Веры Алтайской не осталось и этого. Имя забыто совершенно. Но лицо вспомнится, пожалуй, каждому. Целый паноптикум экзотических существ переиграла она в сказках Александра Роу: Тётушка-непогодушка в «Марье искуснице» (1959), Асырк в «Королевстве кривых зеркал» (1963), молодая Баба-Яга в «Огне, воде и медных трубах» (1967), Старушка-веселушка в «Варваре-красе, длинной косе» (1969). Она позволяла уродовать себя самым безбожным образом: комариные носы, вампирские зубы, пакля на голове – то огненно-рыжая, то зелёная. Лучшая и самая знаменитая в этом ряду – Мачеха из «Морозко» (1964). Здесь помнят не столько грим, сколько реплики, а это уже следующая ступень. Это Алтайская-мачеха, глядя на дочь с размалёванными щеками-яблоками (Инну Чурикову), в злобном восхищении произносит: «Прынцесса! Нет, не прынцесса… Королевна!».

Меж тем, Алтайская обладала одним из тех неправильных лиц, которые могут быть отталкивающе некрасивы или обворожительны – в зависимости от ракурса, освещения, настроения, в первую очередь. У неё были слегка раскосые глаза, один глаз карий, другой – зеленый, выдающиеся скулы и нос, казавшийся тонким и аристократическим в профиль, и широким анфас. Фотографии в среднем неудачны. Зато в молодые годы на экране она порой казалась настоящей красавицей. И не только в молодые. Людмила Хитяева, снимавшаяся с ней в «Евдокии» (1961), вспоминает: «У неё были потрясающие ямочки, когда она хохотала. Тогда от неё глаз оторвать было нельзя».

Она мелькает во множестве фильмов 50-х – 70-х годов – как правило, второстепенных. Есть эпизоды и в заметных картинах – в «Анне на шее» (1954), «Гадюке» (1965). Но это картины заметные, а эпизоды-то проходные. Не из тех эпизодических ролей, что на несколько минут становятся главными. А могла она играть и такое – что видно, пожалуй, лишь по «Евдокии». В роли пьяницы-шантажистки Анны Шкапидар было где развернуться, и от себя Алтайская добавила многое. Но об этом после. Как правило же, играла она уборщиц, продавщиц, буфетчиц, медсестёр – роли «социально неблагополучные» и требующие лишь характерной узнаваемости.

Поначалу обещалось нечто совсем иное.

Веру Алтайскую заметили ещё в актёрской школе при «Мосфильме», куда она поступила в 1936 году. Училась на курсе у Михаила Тарханова – гениального мхатовского актёра, народного артиста СССР.

С одной стороны, звездой курса её никак не назовёшь. Дело не в том, что курс был неплохой – тут и Михаил Глузский, и Григорий Шпигель, и Валентина Караваева, и Наталья Гицерот. Но когда в 1940 году почти все двадцать пять выпускников были зачислены в штат «Мосфильма», Алтайская получила низший разряд – вторую группы третьей категории (вместе с ней там же оказался и Глузский – на сегодняшний день, самый знаменитый выпускник школы). С другой стороны, сниматься она начала сразу же. К моменту окончания школы на её счету было уже пять ролей. Из них две главные – правда, лишь в крохотных рекламных роликах: «Память дедушки» (1938) – о сдаче утиля – и «Бабушкин рецепт» (1939). Существовала тогда целая индустрия рекламных короткометражек. Вряд ли имели они отношение к высокому искусству (сейчас не проверишь: ни одной не сохранилось), но сниматься там не гнушались и такие артисты, как Янина Жеймо, Тамара Макарова, Зоя Фёдорова, Пётр Алейников, Николай Черкасов. Так что главная роль в такой вот «трёхминутке», как их называли, – совсем недурно для дебюта.

Впрочем, хотели её пробовать и на главную роль в «Девушке с характером», которая в итоге досталась Серовой. Режиссёр Константин Юдин возмущался тем, как Алтайская отмахнулась от этой картины – даже заметку в газету написал: «На фотопробе ей “мешал” свет. Она капризно морила губки, не могла “собраться”, “войти в круг”. Не хотела сниматься в шляпе, так как это не соответствовало ее “внутреннему состоянию”. Наговорив кучу “мхатовских” терминов, она, наконец, удостоила группу тем, что позволила снять пару фотографий». Заключал он этот пассаж ехидно: «К счастью, дело до пробы на пленке не дошло», но это уже напоминает басню о лисе и винограде. Похоже, роль Алтайской сильно не понравилась.

Зато эпизоды попадались симпатичные. В «Светлом пути» (1940) Григория Александрова она играла Клаву, соседку главной героини (Любови Орловой) – кокетку и модницу. Пока Таня Морозова исступлённо училась ткацкому делу, Клава сооружала какую-то неведомую шляпку из простого берета и продуктовой сетки и с интонацией Кармен пела частушку:

«Мажу губы очень густо

И выщипываю бровь.

Ох, и хлопотное чувство

Эта самая любовь».

Появлялась она буквально на несколько секунд и в легендарной «Мечте» Михаила Ромма (1941). Играла элегантную молодую покупательницу, которой Лазарь Скороход, инженер и сын лавочницы, никак не может отвесить нужное количество приправ.

И уже с лёгкой руки Александрова и Ромма отправилась Алтайская в большое плавание.

Всё началось со «Свинопаса». Сказку Андерсена экранизировал Александр Мачерет для альманаха «Цветные киноновеллы» (1941). Средства выделялись на эксперименты с цветом, а руководство «Мосфильма» решило воспользоваться случаем и дать молодым артистам возможность показать себя. До наших дней дошла лишь чёрно-белая копия фильма, но даже в таком виде он хорош и неожидан. Алтайская сыграла в «Свинопасе» Принцессу, партнёром её был молодой вахтанговец Юрий Любимов – в будущем создатель Театра на Таганке. Фильм был условный: король читал современную газету, дождь поливал капризную принцессу из душа, волшебный горшочек играл «Итальянскую польку» Рахманинова. Условно играли и актёры: мило гримасничали и улыбались. Всерьёз существовала одна Алтайская. Вроде, и шло это наперекор общей стилистике, а, меж тем, работало. Быть может, потому, что Алтайская в роли сказочной принцессы была куда убедительнее большинства монархов из «большого», серьёзного кино. Те старались играть величие – и получалась патетика. В этой же принцессе главным было ощущение полной свободы, зиждившееся на непреодолимой дистанции с окружающим миром. Вряд ли ставила актриса какие-то серьёзные задачи, но и чистой интуицией здесь дело не ограничивается. Алтайская была человеком породистым – и по характеру, и по внешности. И по происхождению.

Про отца своего она ничего не знала – во всяком случае, в разговорах имя его не всплывало. Мать же происходила из старой дворянской семьи Чаплыгиных. Она преподавала музыку, а в голодные послереволюционные годы служила тапёршей в одном из петроградских кинотеатров. Отчимом Веры Владимировны стал Константин Алтайский-Королёв, который в 1937 году был арестован и провёл в лагерях и ссылке в общей сложности семнадцать лет. Так что дистанции было откуда взяться.

Трудно сказать, что именно разглядел в Алтайской Юлий Райзман, но именно у него она сыграла ту роль, благодаря которой в первую очередь и осталась в памяти современников. На роли трёх подруг в «Машеньке» (1942) он позвал актрис с внешностью не слишком яркой. Одной (Дина Панкратова) и суждено было воплотить существо правильное и тусклое. В другой, Машеньке – её сыграла Валентина Караваева – сквозь шелуху провинциальной ограниченности и безликие комсомольские штампы постепенно просачивался тот неопределимый талант романтического восприятия повседневности, который был присущ лишь этому поколению, почти целиком выкошенному к концу 1940-х. Алтайская играла Веру – испорченную, хорошенькую, неправильную. Женственную на сто процентов. Неправильность эта очевидна, всеми подчёркивается и вызывает лишь ответную неприязнь ко всему правильному. Потому и начинает она от нечего делать флиртовать с инфантильным женихом своей безупречной подруги – чем, сама того не желая, расстраивает роман. И ведь ничего страшного в этой девушке нет. Просто в эпоху «великих строек» и «будущей войны» она живёт «частной» жизнью – и тем уже чужда. Снова дистанция. К слову сказать, работа эта регулярно подтверждает свою актуальность и точность.

Проводила ли сама Алтайская свою линию, или же режиссёры верно уловили, «о чём она играет», – но за «Машенькой» последовало ещё несколько вариаций на тему «частной жизни» и неизбежной дистанции с окружающим миром. В «Освобождённой земле» (1946), осторожной полукомедии запуганного Александра Медведкина, она сыграла милую и взбалмошную девицу, которая вместо того, чтобы со всеми восстанавливать разорённый колхоз, устраивает истерику и бежит на «ответственную должность» продавщицы сиропов. Мысли же её целиком заняты мужем, за которого она выскочила перед самой войной и которого ждёт с какой-то детской исступлённостью. Естественно, колхозники осуждают её, естественно, в конце концов, она робко возвращается в коллектив, но на протяжении всей картины «отщепенка» вызывает лишь сочувствие. А финальная встреча с мужем, которого она вырывает у матери (образцово-показательной колхозницы, отработавшей сыновние объятия по всем законам жанра) и не может вдоволь нацеловать, представляется абсолютно заслуженной наградой.

В «Большой земле» (1944) Сергея Герасимова персонаж Алтайской вновь противопоставляется стойкой и непогрешимой героине. На этот раз непогрешимую играет Тамара Макарова. Вот уж красавица бесспорная и несомненная, какой ракурс ни выбери – не то, что Алтайская. Но играет даже не плакат, а инструкцию. Анна, правильная жена, обещает ждать мужа – и ждёт его непоколебимо, попутно налаживая всеобщий быт в тылу. А Тося-Алтайская (имена-то какие несолидные: Тося, Клава, Танька…) всё посмеивается и щурит глаза. В проливной дождь под деловитым и спокойным руководством Анны все женщины размещают эвакуированных по квартирам, а Тося радуется дождю, бегает по лужам, отпускает шутливые комментарии. И ведь тоже берёт к себе в дом эвакуированных – вот в чём дело! Но само её желание не замечать войну, жить с мирным сознанием – опять же, «частной» жизнью – заслуживает, по мнению авторов картины… ну, если не осуждения, то сожаления. Потому достаётся на её долю несчастливый роман с бюрократом-хозяйственником, а вернувшийся в конце войны ухажёр – в прошлом шалопай и любитель выпить, а теперь герой – даже не замечает её. И стоит Тоня в стороне от радостной толпы и печально усмехается.

Самая интересная вариация «частного» характера – в картине Леонида Лукова «Это было в Донбассе» (1945). Фильм мог бы остаться в истории, не сделай Сергей Герасимов «Молодую гвардию» два года спустя – вещь куда более цельную и сильную. Подвиг комсомольского подполья у Герасимова тем сильнее, что замешан не только на энтузиазме, но и на страхе – это отчётливее всех играет Инна Макарова в роли Любки Шевцовой (кстати, вряд ли случайно, что в одноимённом спектакле Театра-студии киноактёра Макарову дублировала именно Алтайская). «Это было в Донбассе» – картина куда менее психологичная, куда бравурнее. Страх же – одна за всех – играет Вера Алтайская. Пока главная героиня Лена Логинова с кукольным пафосом взывает к сознательности и народной мести (трудно было подобрать менее подходящую кандидатуру на это роль, чем Татьяна Окуневская), Маруся-Алтайская ёжится под старым пуховым платком, прислушивается к шагам и, бесстрастной скороговоркой перечисляя имена погибших товарищей, вдруг спрашивает с леденяще обыденной интонацией: «Почему я тебе всё это рассказываю? Я же ведь не знаю, кто ты, откуда ты пришла». Наверное, никаких аналогий с советской действительностью авторы не подразумевали, но, зная биографию Алтайской, как избежать этих аналогий?

Вот, собственно, и всё. После «Освобождённой земли» имя Веры Алтайской почти десять лет не появляется в титрах. Но ведь и «Цветные киноновеллы», и «Большая земля», и «Освобождённая земля», и «Это было в Донбассе» событиями в кинематографической жизни не стали, и зрительский успех имели весьма скромный, справедливо или нет – отдельный разговор. Из картин с молодой Алтайской прозвучала одна только «Машенька». По этому фильму её и запомнили.

Мелькнула в её биографии ещё одна лента, оставшаяся на все времена, – «Золушка» (1947) Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро. Алтайскую утвердили на роль Анны, «нехорошей» сестры, чуть было не женившей на себе принца. Вторую сестру играла Елена Юнгер – актриса «западная», аристократическая. «Хотя эти злые дочки должны были быть противными, они мне очень нравились, – вспоминала Наталья Леонидовна Трауберг, прекрасный переводчик, а тогда – просто дочь знаменитого режиссёра. – Я до сих пор вижу, какие они были прелестные. Действительно, какие-то героини Перро». Действительно, роль прямо для Алтайской. Но не сложилось. Она расходилась с мужем, актёром Алексеем Консовским, снимавшимся в роли Принца. В браке они прожили 10 лет. Их дочери Светлане было тогда шесть лет. Интеллигентные люди, они не хотели выносить сор из избы – и Алтайская отказалась от съёмок. Её роль досталась Юнгер, а на роль Юнгер, в свою очередь, взяли другую ленинградскую актрису Тамару Сезеневскую.

Вот тут и наступило «малокартинье». Количественный спад привёл к качественному. Фильмы выходили идеологически выдержанные. Где уж тут взяться неправильным, «частным» героиням! До середины 50-х Алтайская изредка снималась в бессловесных эпизодах, играла в театре – тоже нечасто. После перерыва сыграла в дебюте Станислава Ростоцкого «Земля и люди» (1955). Здесь она ещё моложава, столь же неправильна, но неправильность эта уже нарочита и назидательна. Тут она мещанка, жена рвача и колхозного ворюги. Да и зовут героиню Матильда Сидоровна – как можно всерьёз воспринимать такого персонажа?

И пошла череда эпизодов. Сперва жёны бюрократов, клиентки парикмахерских, секретарши. Затем понизили её до уборщиц и официанток. Потом возникли сказочные недотыкомки. Парадокс в том, что роли, по которым её помнят сегодня, отдачи не требовали. Не было в них актёрской индивидуальности – даже в Мачехе из «Морозко». У Алтайской был замечательный голос, редкий – одновременно высокий и густой. Она почти пела свои роли. Возраст и болезни, конечно, сказывались, но сам голос никуда не делся: это видно по работам на дубляже. В сказках же она предпочитала кряхтеть, шипеть и ворчать – постепенно перенося это и на «человеческие» роли. Как будто другая актриса пришла на смену той, из 1940-х.

Человеческая интонация – хоть и жуткая – слышна в «Евдокии». Здесь героиня Алтайской появляется в скромном беретике (действие происходит в 1930-е годы) и с застенчивой улыбкой просит алименты у женщины, которой некогда подбросила ребёнка. Получив отказ, она преображается: в суде произносит страстную речь, вооружившись пролетарской красной косынкой, и требует отсудить ребёнка у «домовладельцев»: «Как я есть женщина трудящая…». Говорит нагло и очень быстро – от страха.

Неожиданно возникла на этом фоне короткометражка «Анетта» (1966). Фильм поставил малоизвестный режиссёр Георгий Шмованов – потом он работал на телевидении. Алтайская сыграла главную роль, в первый и последний раз после «Свинопаса». Вроде, снова «социально неблагополучный» персонаж: корабельная повариха, бывшая беспризорница с татуировкой на плече. Но здесь уже был стержень – и не один. Экипаж судна Анетта покоряет не абстрактной «душевностью», а талантом. Вечером она сидит на палубе, одна, и играет на гитаре что-то неожиданно современное, печальное, почти джазовое. Лицо её не столько озарено вдохновением, сколько сосредоточено: это не стихийный дар, а работа. Редко доставались Алтайской безмолвные крупные планы. Здесь же на них построена почти вся картина. Повариха вступается за молоденького, интеллигентного и застенчивого старпома, над котором издевается бывалый матрос. Команда с упоением следит за их поединком, сочувствуя – вольно или невольно – сильному пролетарию. И вот, после череды крупных планов напряжённых, заинтересованных, улыбающихся лиц появляется опрокинутое лицо Анетты. Она даёт пощёчину обидчику, а затем собирает вещи и идёт прочь с корабля, всё ускоряя шаг.

Новелла получилась клочковатой, неуклюжей, но Алтайская показала, на что способна. Однако эта работа осталась незамеченной, и актриса вернулась к своим сказочным чудовищам.

Похоже, что работа у Роу была убежищем, не более. Там она свила гнездо, там её любили – и зрители, и товарищи. В целом же актёрская братия относилась к Алтайской отчуждённо – как и к героиням её ранних и лучших картин. Рассказывали про её злоязычие – весьма, впрочем, элегантное и остроумное, – про скандальность. Смаковали истории о запоях. Она, действительно, пила. Сейчас, кажется, только про это и вспоминают, сильно преувеличивая масштабы. О женском пьянстве у нас любят сплетничать; однако те немногие, с кем мне довелось разговаривать об Алтайской, об этой стороне вспоминают нехотя, и в интонации чувствуется не только горечь, но и почтительная дистанция. Точно и просто сформулировала Инна Макарова: «Она была хорошим человеком, а в театре это редко бывает». Да и скандальность была преувеличена – Алтайская никому и никогда не создавала сложностей. Разве что себе самой. Вспомните историю «Девушки с характером».

Никакого саморазрушения она не допустила. Она была человеком сильным, до конца отстаивала свою независимость. Но, вот, здоровье было разрушено, и умерла она, не дожив до шестидесяти – в 1978 году, за несколько дней до Нового года.

Жила Вера Алтайская другим. Например, стихами. Подружилась с Вячеславом Ребровым, молодым ассистентом художника на одной из сказок Роу, когда узнала, что тот хорошо знает поэзию. Сама она читала стихи много и хорошо. Никогда не делала этого со сцены – поэзия оставалась областью сокровенной. К стихам приучил её Консовский – не только актёр, но и замечательный мастер художественного слова. Он находился в вечном поиске новых поэтов – с юности, с 1930-х годов. Вот этой поэзией Алтайская и подпитывалась. Брак с Консовским давно расстроился, выросла дочка, а той, довоенной поэзии ей хватило до конца жизни. Остались, прежде всего, два имени – Заболоцкий и Асеев. И острее всего вспоминала она стихотворение уже зрелого Асеева, начала 1930-х:

…Я знаю всю тебя по пальчикам,

По прядке, где пробора грядка,

И сколько в жизни было мальчиков,

И как с теперешним несладко.

И часто за тебя мне боязно,

Что кто-нибудь ещё и кроме,

Такую тонкую у пояса,

Тебя возьмет и переломит,

И ты пойдёшь свой пыл раздаривать.

И станут гаснуть окна дома,

И станет повторенье старого

Тебе до ужаса знакомо…

Кадр из фильма "Машенька" 1942 г. Реж. Ю. Райзман. Вера
Кадр из фильма "Машенька" 1942 г. Реж. Ю. Райзман. Вера
"Цветные киноновеллы. Свинопас" 1941 Принцесса
"Цветные киноновеллы. Свинопас" 1941 Принцесса
"Цветные киноновеллы. Свинопас" 1941 Принцесса
"Цветные киноновеллы. Свинопас" 1941 Принцесса
Кадр из фильма "Освобожденная земля" 1946
Кадр из фильма "Освобожденная земля" 1946
Кадр из фильма "Человек родился" 1956 г
Кадр из фильма "Человек родился" 1956 г
Кадр из фильма "Переходный возраст" 1968 г.
Кадр из фильма "Переходный возраст" 1968 г.
Кадр из фильма "Морозко" 1964 г
Кадр из фильма "Морозко" 1964 г