В середине февраля 1945 года в экстренном порядке было сформировано последнее подразделение на Jagdtiger. Это был 512 тяжелый батальон истребителей танков, в который набирались самые опытные экипажи, служившие на «Королевских Тиграх». Из остатков машин удалось собрать лишь две полноценных роты под командованием Альберта Эрнста и Отто Кариуса. Третья рота имела лишь половину штатной численности, и приняла эпизодическое участие при защите Падеборна.
Неразбериха и дружественный огонь
Уже в марте новое подразделение отправили к месту прорыва союзнических сил у моста Ремаген. Но медлительные машины снова опоздали, прибыв спустя десять дней после прорыва. В попытке догнать американские танки, четыре «Ягдтигра» сломались и были взорваны своими же экипажами.
Но это были мелочи – дальше начался абсолютный абсурд, обусловленный агонией немецких войск. Один Jagdtiger был подожжен своим же пехотинцем, который выстрелил в борт из гранатомета Panzerfaust. Вторая машина оказалась обездвижена ночью после съезда в размокшую рытвину.
Уже упомянутый Отто Кариус в своей книге «Тигры в грязи» упоминает момент, когда командиры «Ягдтигров» отказался открывать огонь, опасаясь ответного огня авиации. А во время отступления, уже по традиции, машины сломались и были оставлены.
Рурский мешок
Как бы ни парадоксально это звучало, но «звездный час» Jagdtiger наступил после окружения американцами и образования так называемого «Рурского мешка». Теперь обстановка стала той, для которой немецкие «Охотничьи Тигры» создавались. Большие дистанции, и возможность снайперской стрельбы позволили САУ проявить себя. В Херборне рота Эрнста заявила о расстреле 33 американских танков с расстояния в три километра. А Кариус рапортовал об успешной засаде, которая стоила его подразделению одной машины, но американцы потеряли 20 танков и бронеавтомобилей.
Здесь стоит сделать оговорку на «победы» немецких асов, которые часто были преувеличены. Так что примем то, что была засада, и было несколько десятков попаданий в паникующие американские порядки. А чего им это стоило – вопрос, пожалуй, открытый.
Поредевшее подразделение Эрнста было усилено средними истребителями танков Jagdpanzer IV и штурмовыми орудиями StuG IV, которые дополнили зенитками. 11 апреля в таком составе они заняли позиции на возвышенности с которой простреливалась дорога на Лангшеде. Засада оказалась успешной: когда на дороге показалась колонна 8 дивизии армии США, град немецких снарядов уничтожил 11 танков Sherman и несколько десятков автомобилей. Остатки американцев смогли отступить, и вызвать поддержку авиации, которую так боялись немецкие самоходчики.
Несколько заходов P-47 Thunderbolt набросились на немцев, но наличие зенитных орудий несколько изменило обычный ход вещей, и американские ВВС потеряли две машины.
Что из этого вышло?
С одной стороны, цифры немецких военных были явно завышенными, что не отменяет той угрозы, которые несли Jagdtiger с опытным экипажем и на удачной позиции. В своей книге Джордж Форти, офицер британской армии, описывает следующую картину:
«Я наткнулся на то, что показалось мне целым полком «Шерманов», который был полностью уничтожен. Везде были обгоревшие корпуса, башни. Они продвигались вперед, и явно были застигнуты врасплох с фланга. Видимо, последний эшелон понял направление стрельбы, и развернулся лбом туда, что не сильно повлияло на исход. Это был Jagdtiger, занявший господствующую высоту над дорогой».
Сильно? Конечно, сильно. Но то количество денег, материалов и трудозатрат на остатках разбитых заводов, которые приводили к одному Jagdtiger, могли бы дать в итоге взвод Jagdpanther, которые были бы не менее грозным оружием.
В середине апреля подразделение Эрнста продолжило засады на американские колонны, используя тактику «выстрелил-ушел», не дожидаясь ответного огня. Правда, в этот же период пришлось бросить шесть своих самоходок, которые успели исчерпать ресурс моторов и трансмиссий. После падения немецкой обороны, капитан Эрнст был оставлен старшим офицером в секторе.
Капитуляция в 72 тонны
Не желая идти в бой на остатках измотанного подразделения (по официальной версии – не желая разрушать город Изерлон, полный беженцев), капитан встретился с американским половником из 95-ой пехотной дивизии. Целью встречи был договор о капитуляции остатков немецких войск.
Кадры капитуляции остатков подразделения Эрнста
Последние три «Ягдтигра» вошли на площадь Шиллера под присмотром американских войск. Огромные, наводящие ужас машины, на фоне которых американские танки казались игрушечными, олицетворяли все то, к чему привела страну гигантомания и разросшаяся мания величия.
Это была последняя операция самых больших броне единиц в истории, под флагом своих создателей - нацистской Германии.
Спасибо за внимание! Ниже - начало истории недолгой карьеры "Ягдтигров"