«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, – писал П.М. Третьяков, – дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника»
Днем основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года. В этот день начинающий коллекционер и текстильный фабрикант Павел Михайлович Третьяков приобрел свою первую картину русского художника Василия Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853). И, как полагается, составил расписку в получении денег. Расписка, помеченная 10 мая (по новому стилю - 22 мая), впоследствии стала для историков и сотрудников Третьяковки своеобразным "свидетельством о рождении" первого в России художественного музея национального искусства.
Но позднее сам Павел Михайлович, называя 1856 год временем создания галереи, рассказывал, что первым в его собрании на самом деле было реалистическое полотно Н.Г. Шильдера "Искушение". Но известно, что Шильдер завершил эту работу в 1857-м году. Историки так объясняют неувязку: вероятнее всего, коллекционер, увидев годом раньше только начатый живописцем холст, задумал приобрести его и внес задаток за "сырую" картину. На картине изображена молодая девушка, ее спящая мать или бабушка и сводница, которая подговаривает красавицу продать свою любовь. Кстати, этот сюжет настолько тронул Павла Михайловича (а возможно, ему был известен какой-то конкретный аналогичный случай), что он в первом же завещании выделил средства бедным невестам, чтобы те могли беспрепятственно выходить замуж за малообеспеченных, но добропорядочных молодых людей.
Так 23-летний предприниматель, сын купца второй гильдии Павел Михайлович Третьяков, сделал первый шаг к осуществлению поставленной себе еще в молодые годы цели - создать музей русской национальной школы живописи. Третьяков посвятил этому свыше 40 лет жизни.
Собирая картины для своей галереи, Павел Михайлович Третьяков полагался исключительно на собственный художественный вкус и способность отличить подлинное произведение искусства от претенциозной поделки. Само собой, его мнение по поводу многих картин неоднократно оспаривалось его современниками, однако, сломить волю Третьякова было невозможно.
Убежденный в том, что собирает коллекцию произведений искусства не для себя, а для потомков, Третьяков был несгибаем - он не гнался за сиюминутной актуальностью тем приобретаемых им полотен, его не интересовала техника, в которой они были выполнены - он слушал только свое сердце.
Павел Михайлович Третьяков – не первый собиратель русского искусства. Известными коллекционерами были Ф.И. Прянишников и П.П. Свиньин. Но Третьякова отличало не только художественное чутье, но и демократические убеждения, глубокий истинный патриотизм, ответственность за родную культуру. Важно то, что он был и коллекционером, и меценатом художников, а порой и вдохновителем, моральным соавтором их творчества. Ему мы обязаны великолепной портретной галереей выдающихся деятелей культуры и общественной жизни. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания.
К началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин не только его современников, но и художников предшествующих десятилетий.
"Грачи прилетели" Саврасова и "Утро стрелецкой казни" Сурикова, "Березовая роща" Куинджи, "Девочка с персиками" Серова и еще сотни и сотни работ. Третьяков покупал у художников картины целыми собраниями, как у Василия Верещагина: в 1874-м приобрел сразу 144 картины и этюда, 127 карандашных рисунков. Коллекцию пополнили сразу 80 работ Александра Иванова. Стали частью собрания и живописные впечатления от поездки по Ближнему Востоку Василия Поленова - 102 этюда. Картины художников ХVIII - начала ХIХ века Третьяков собирал по антикварным магазинам и частным лавкам.
Сами художники признавали, что коллекционер обладал особым восприятием живописи, и на выставках порою не знали, какие картины он выберет. "Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем", — говорил о Третьякове Крамской.
Первоначально все, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах в принадлежащем семье доме в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке. К концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах стало невозможно. К 1872 году многочисленное семейство Третьяковых утомили желающие увидеть его уникальное собрание, и коллекционером было принято решение о постройке специальной галереи, примыкавшей к жилому дому.
Весной 1874 года картины разместили в новом двухэтажном здании, состоящем из двух больших залов. Быстрый рост коллекции вскоре потребовал его расширения за счет дополнительных построек. К концу 1880-х годов галерея состояла уже более чем из 20 комнат.
В августе 1892 года П.М. Третьяков обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар картинную галерею. Она включала в себя 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков. В дар вошла также и коллекция западноевропейского искусства (всего 88 работ), принадлежавшая скончавшемуся в 1892 году младшему брату Павла Третьякова - Сергею Михайловичу, бывшему московскому городскому голове, купцу.
Московская городская дума с благодарностью приняла бесценный дар, и Павел Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем.
Городская картинная галерея начала работать для публики 15 августа 1893 года.
После смерти Павла Михайловича Третьякова в декабре 1898 года делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый Думой. В его состав в разные годы входили видные московские художники и коллекционеры: Валентин Серов, Илья Остроухов, Иван Цветков, а также дочь Павла Михайловича - Александра Боткина, впоследствии написавшая книгу воспоминаний об отце и истории создания знаменитой галереи.
В 1899-1900 годах дом Третьякова в Лаврушинском переулке, к которому примыкала галерея, был перестроен и приспособлен для нужд галереи. В 1901-1902 годах весь комплекс был объединен новым фасадом в неорусском стиле, построенным по проекту художника Виктора Михайловича Васнецова.
В начале ХХ века Третьяковская галерея стала одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополнялась произведениями как нового, так и старого русского искусства.
В 1913 году на должность попечителя Галереи был избран известный художник и историк искусства И.Э. Грабарь (в 1917-1925 годах - директор Третьяковской галереи). С его деятельностью связаны преобразования всей экспозиции музея, осуществленные в 1913-1915 годах. Развеска картин стала последовательно отражать историю русского искусства с выделением монографий выдающихся художников. Под началом Грабаря Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти Игорь Эммануилович оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.
В 1918 году Третьяковская галерея получила статус государственного музея. В последующие годы стремительно пополнялась коллекция Галереи. Национализация частных и централизация музейных собраний привели к тому, что за первое послереволюционное десятилетие количество экспонатов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова, картинная галерея Румянцевского музея.
В годы Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. 9 октября 1944 года вышел приказ о реэвакуации, уникальная коллекция вернулась в Лаврушинский переулок. Спустя неделю после окончания Великой Отечественной войны 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галереи была вновь открыта.
В экспозиции было представлено более двух с половиной тысяч произведений.
Здесь находится уникальное собрание русских икон, представленное работами А. Рублева, Ф. Грека и Дионисия. Лучшими произведениями Кипренского, Тропинина, Васнецова, Брюллова представлена русская живопись начала XIX века. В коллекции галереи – лучшие произведения передвижников Крамского, Перова, Маковского, Ге. Украшением собрания являются залы Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Шишкина.
В 1985 году Государственная картинная галерея СССР, располагавшаяся на Крымском Валу, фонды которой формировались из произведений художников XX столетия, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс с сохранением исторического названия - "Государственная Третьяковская галерея".
В 1980-е годы начались реконструкция и расширение помещений Третьяковской галереи. В 1985 году был введен в строй депозитарий - хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году приступили к реконструкции основного здания. Произведения, находившиеся в экспозиции и запасниках, были перевезены либо в специально оборудованный депозитарий, либо в здание на Крымском Валу.
Третьяковская галерея получила новый статус и стала именоваться "Всесоюзное (с 1994 года - Всероссийское) музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея".
В апреле 1995 года в основном здании в Лаврушинском переулке для посетителей открылась обновленная экспозиция классического русского искусства.
Указом президента РФ в 1995 году Государственная Третьяковская галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов российской культуры.
Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 500 тысяч единиц хранения (среди них — свыше 200 тысяч русских и 30 тысяч иностранных книг), отделом рукописей, в котором хранятся уникальные документы и архивные материалы, единственной в своем роде фото- и слайдотекой русского искусства, большими оснащенными современными техническими средствами реставрационными мастерскими, а само собрание ГТГ, которому, собственно, все это и принадлежит, насчитывает около 170 тысяч произведений, разместившихся в 62 залах двух зданий. Все случилось так, как и хотел основатель: теперь каждый из нас может "иметь понятие о всех русских художниках".
Источник "День основания Третьяковской галереи"