Найти тему

Спасти и сохранить

История — это не только про интересные рассказы о чьей-то жизни когда-то. В первую очередь, это об ответственности, которая лежит на каждом из нас. Ответственности за мир, который достался нам от предыдущих поколений.

О том, каким уникальным культурным наследием обладают жители Петербурга, и как не дать ему исчезнуть, наш автор, Юля, поговорила с Евгенией Петрошень, создателем проекта по сохранению исторической дачной архитектуры побережья Финского залива.

Почему вы решили организовать этот проект?

Проблема сохранения наследия меня волнует давно. Всю жизнь я летом отдыхаю на Финском заливе в Петергофе, и единственное, что отравляет мой отдых, это постоянное ухудшение состояния тех уникальных памятников архитектуры, которые делают этот ландшафт незабываемым и ни на что не похожим, но которым не повезло, они не стали частью Музея-заповедника Петергоф, а потому разрушаются и имеют мало шансов на реставрацию. При этом быстрее всех разрушаются памятники деревянного зодчества рубежа XIX и XX веков. Уже давно говорят о том, что с каждым годом их становится всё меньше, но при этом не заметно явных усилий, чтобы этот процесс остановить. Мы решили попробовать разобраться, что нужно делать, как можно изменить эту ситуацию.

В чем суть проекта?

Суть проекта заключается в том, чтобы использовать потенциал образовательного процесса профильных архитектурных и дизайнерских направлений подготовки не только формально, сугубо в интересах обучающихся, но, как это и рекомендуется в Университетах, в интересах науки, а в нашем случае, это означает - в интересах искусствоведения, архитектуры и охраны памятников. Проект имеет три уровня реализации: первый уровень – документация памятников, находящихся в угрожающем состоянии, на которые отсутствует паспорт, фотофиксация и обмерные чертежи. Этот уровень реализуется в рамках Производственных обмерных практик, он позволяет, хотя бы гипотетически, сделать возможным восстановление памятника, в случае утраты, или, как минимум, сохранить уникальный архитектурный облик для истории архитектуры. В период первой межвузовской практики, которую мы организовали, мы получили наглядный пример, как важна эта работа. Дача Леви в Зеленогорске, которую обмеряли студенты, сгорела в то же лето . Единственной документацией по этому памятнику, при принятии решения о восстановлении, оказались студенческие обмеры. Второй уровень, это когда мы не только выполняем обмеры, но и создаём проект ревитализации. Такие задачи решают студенты магистратуры во время Научно-иссследовательской и творческой практики. Это значит, что мы проводим ряд исследований и подбираем варианты нового использования для памятника. Ведь, как ни обидно, нельзя все памятники сделать музеями и содержать за счёт государства. Поэтому, очень важно выяснить, какая функция объекта станет востребованной на уровне местного сообщества, на уровне города, агломерации, страны или региона и позволит вдохнуть новую жизнь в старую дачу, сделать возможным её восстановление и устойчивое существование в будущем. В прошлом году мы разработали три варианта новых функций для дачи Важеевской в Сестрорецке, на междисциплинарном научном семинаре, завершавшем практику, эксперты согласились, что все варианты потенциально способны обеспечить будущее этой дачи. Третьим уровнем стало бы привлечение реального инвестора для реализации такого проекта. Но нам, к сожалению, пока не удалось выйти на этот уровень. Но подобный пример в нашем городе есть – это Ферма Бенуа на Тихорецком проспекте, получившая вторую жизнь, благодаря Андрею и Марии Лушниковым и Группе компаний Бест. Поэтому мы очень надеемся, что и нам когда-нибудь удастся помочь свершиться подобному чуду!

По какому принципу выбираются объекты?

Как я уже говорила, мы выбираем объекты, которым грозит исчезновение. Которые находятся в заброшенном состоянии, не ремонтируются, на них отсутствует паспорт памятника и документация, то есть фотофиксация и обмерные чертежи. Но, поскольку мы работаем со студентами, мы не можем выполнять работы, требующие специальных навыков или оборудования, поэтому не каждый объект нам по силам. Ведь мы не имеем права рисковать безопасностью наших обучающихся, поэтому приходится учитывать доступность объекта для выполнения ручных обмеров и отсутствие угрозы обрушения в процессе работ. Выявить памятники, соответствующие таким критериям, или дачи, которые не включены в перечень объектов культурного наследия, но достойны этого, нам помогает НИИТИАГ, научно-исследовательский институт истории и теории архитектуры и градостроительства, филиал ЦНИИП Минстроя России. Ведущий сотрудник НИИТИАГ, Светлана Сергеевна Левошко, совместно с инициативной группой проекта «Старые дачи» и сайтом terijoki.spb.ru разрабатывают список рекомендованных для обмерной практики объектов. Она же осуществляет методическое и организационное сопровождение практики. Между СПбГУ и НИИТИАГ заключён договор о научном сотрудничестве, что помогает в нашей работе.

Что известно об этих сооружениях?

Все эти здания объединяет время создания – конец XIX, начало ХХ века, дерево – материал, из которого все они созданы, общие особенности стиля того времени – деревянного модерна – и их ужасающее состояние и заброшенность в наши дни. При этом, некоторые здания принадлежали известным людям или были построены знаменитыми архитекторами, другие не связаны ни с какими знаменитостями, а о иных не известно вообще ничего. Но их ценность и уникальность, в первую очередь, связаны именно с их архитектурным обликом, а точнее, с удивительным богатством вариантов, реализованных зодчими того времени. Если сравнить каталоги образцовых дач начала ХХ века и начала ХХI, возникает вопрос, что случилось? Куда пропала фантазия и смелость? Где яркие и самобытные силуэты, изящные детали, удивительные конструкции? Последствия индустриализации сделали всё это историей. Экономность и технологичность заменили собой живую душу зодчества. Именно поэтому, так важно не дать исчезнуть бесследно этим удивительным постройкам, которыми дорожат все страны Балтийского региона, ведь это не только Петербургский, но региональный феномен. В соседней Финляндии, например, Вы не найдёте таких заброшенных памятников…

Как вы думаете, почему этот пласт культурного наследия города остается недооцененным и обделенным вниманием? Проблема в том, что реставрация памятника деревянного зодчества – это очень сложная и затратная работа, а его эксплуатация связана с множеством сложностей и ограничений. Такое сочетание делает инвестиции в подобные объекты достаточно рискованными и малопривлекательными. Тем более, что варианты использования часто неочевидны и требуют дополнительных изысканий. Поэтому вполне естественно, что решить эту проблему без сознательного приложения усилий невозможно. Само это не произойдёт.

Как можно помочь проекту? Информирование о проекте – это уже важная помощь, ведь может быть, кто-то из пользователей или потенциальных инвесторов, узнав о проекте, захочет с нами сотрудничать, и мы выйдем на заветный 3й уровень и сможем реально вернуть к жизни какой-то объект, а параллельно внедрить какую-то нужную и полезную функцию для соседствующей с объектом местности.))

Какими еще проектами вы занимаетесь?

Нам интересны разнообразные темы. Особенно мне хотелось бы отметить те, которые достаточно уникальны. Для меня второй любимой темой, после темы Старых дач, стало изучение и проектирование терапевтических ландшафтов, хотя, отчасти, это темы родственные, ведь на дачу мы ездим именно для того, чтобы целительное воздействие природного окружения помогло нам восстановить силы, преодолеть стресс... Но терапевтический ландшафтный дизайн можно использовать не только на загородных участках, мы рассматриваем потенциал ландшафтов медицинских учреждений, жилых кварталов, деловых центров и парков. Ведь наличие качественного рекреационного пространства существенно влияет на здоровье каждого из нас. В зелёных районах живут не только дольше, но и лучше по очень многим параметрам, включая даже уровень преступности. Кстати, эти две темы относятся и к одной глобальной теме – теме Устойчивого развития. Для работ по Дизайну для Устойчивого развития и Социальных инноваций в СПбГУ создана лаборатория DESIS, входящая в международную сеть. Сейчас мы планируем исследование воздействия визуальной среды на организм человека при помощи современных приборов – айтрекеров, чтобы глубже понимать, почему и как возникают положительные и отрицательные реакции в различных средовых условиях, как человек воспринимает различные архитектурные стили, колористику и уровень озеленения. Это исследование планируется в сотрудничестве с французским Университетом Бордо. Важность нашего участия будет состоять в том, что результаты исследований будут непосредственно использоваться в проектах дизайна различных пространств, над которыми мы работаем. Принцип научно-обоснованного проектирования пока очень мало распространён в России, но мы стараемся восполнить этот пробел на нашей образовательной программе (ООП «ДИЗАЙН СРЕДЫ» СПбГУ), в студенческих проектах, а также в своих собственных практических работах. Лично для меня – это, чаще всего, опять-таки дачная тема, так как я проектирую, в основном, загородные ландшафты, являясь главным архитектором Архитектурного бюро «Наследники Бенуа». Надеюсь, что получится применить наши наработки и на городских объектах, но пока ситуация к этому не располагает, поэтому мы стараемся чаще рассказывать о наших исследованиях на конференциях, участвуем в конкурсах и радуемся победам наших студентов. В этом учебном году они завоевали две Национальные премии – 2 место в молодёжном конкурсе «Мечты о ландшафте» в рамках VIII Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и 1 место в студенческой номинации Национальной премии в области экологической архитектуры и строительства «ЭКО_ТЕКТОНИКА`2018» в рамках выставки «АрхМосква», и это не считая побед и участия в ряде региональных и городских конкурсов.

Спасибо!

Поддержите наш проект!

Больше об интересных людях и проектах Петербурга