Найти тему
Время пострелять

Вся подноготная Катара: газ и «Аль-Джазира»

Оглавление

Всё что вы хотели знать про газ, нефть и «мягкую силу» Катара, но боялись спросить в нашей аналитической статье специально для вас!

Эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани на фоне города Доха, столица Катара
Эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани на фоне города Доха, столица Катара

Согласно конституции Государство Катар обеспечивает миролюбивую политику, направленную на укрепление отношений между всеми миролюбивыми народами, а также поддерживает право народов на самоопределение и отказывается от вмешательства в дела других государств (Часть 1, статья 7). Кроме того, что важно для изучения проблемы, недра страны принадлежат народу (часть 2, статья 29).

Добычей нефти и газа занимается государственная компания Qatar Petroleum. В 2017 году доход от экспорта нефти из Катара достиг 22, 958 млн долл., а газа - 182, 830 млн куб. в год. Данные объемы экспорта позволяют Катару проводить активную внешнюю политику в регионе. Однако, уступая своим соседям по численности населения и вооруженных сил, Катар вынужден использовать в первую очередь «мягкую силу», то есть СМИ, гуманитарную дипломатию и другие действия, не подразумевающие открытого государственного участия в тех или иных международных процессах.

Начало нефтегазовой экспансии

Катар, став членом СБ ООН, активно помогал в поддержании стабильности на территории Ливана, Джибути и Сомали. В 2009 году начались активные переговоры с Сирией о проведении газопровода через Средиземное море в Европу.

Стоит отметить, что Катар является одним из ключевых экспортеров газа в мире. Основной поток экспорта приходится на страны Азии (Япония, Южная Корея, Индия, Китай, Сингапур), куда газ экспортируется в сжиженном виде (СПГ), транспортировка которого стоит дороже, чем транспортировка газа по трубопроводам, которых у Катара нет. При этом Катар желает выйти на европейские рынки, что в свою очередь выгодно и странам Европы, которые в рамках обеспечения своей энергетической безопасности желают найти иные источники энергоресурсов кроме России.

Два пути

У Катара есть два основных пути выхода на европейские рынки: морской путь через Суэцкий канал и трубопровод через Средиземное море. В связи с этим Катар проводит крайне активную внешнюю политику в отношении стран, расположенных на пути следования данных маршрутов, в том числе и через «мягкую» силу. Так, к примеру, катарский телевизионный канал Аль-Джазира, созданный в 1996 году, оказывал активное воздействие на события «арабской» весны, по сути координируя деятельность оппозиции в Египте и Сирии в 2011 году. Также Катар финансировал сирийскую оппозицию и Братьев-мусульман в Египте, что стало одной из причин осложнения отношений между Катаром и странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского (Арабского) залива (далее ССАГПЗ).

Однако, несмотря на определенные противоречия, Катар придает огромное значение странам ССАГПЗ, утверждая, что странам-членам необходимо повышать политическое и экономическое значение региона, о чем говорится в государственной программе «Qatar National Vision 2030», принятой в 2008 году, которая ставит своей целью диверсифицировать экономику Катара, избавив её от нефтегазовой зависимости. Также в данной программе Катар ставит своей целью расширить культурное и экономическое сотрудничество со всеми странами региона (по сути, «мягкую» силу), а также расширять сотрудничество в сфере международной безопасности. Тем не менее, снижение цен на нефть в 2014 году заставило Государство Катар несколько снизить внешнеполитическую активность, что проявилось в снижении расходов на главный рупор катарской «мягкой» силы Аль-Джазиру на 40%. Стоит принять во внимание, что «мягкая» сила является одним из основных инструментов проведения внешней политики Катара.

Катар и Иран. Есть ли дружба?

Стоит также рассмотреть отношения Катара и Ирана: две страны делят месторождение «Южный Парс», которое в Катаре называют «Северным», также для экспорта СПГ катарским судам необходимо проходить через Ормузский пролив, контролируемый Ираном.

С одной стороны, Катар стремится избежать зависимости от Ирана в вопросе Ормузского пролива. Так, к примеру, Катар участвовал в проекте газопровода «Дельфин», который являлся совместным проектом Омана, ОАЭ и Катара. И именно желание Катара избавиться от зависимости от Ирана могло послужить причиной желания построить газопровод, проходящий через территории Ливана и Сирии в Средиземное море.

С другой стороны, Катар стремится развивать отношения с Ираном, не поддерживая ни одну из сторон в саудовско-иранском противостоянии. Так, Катар в своей программе «Qatar National vision 2030» отдает первоочередное значение развитию долгосрочных отношений со странами ССАГПЗ, но летом 2017 года эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани заявил, что Иран является одним из гарантов безопасности в районе Персидского залива.

Данное высказывание вызвало гнев со стороны Саудовской Аравии, что наравне с противоречиями Катара и КСА вокруг Египета стало причиной бойкота первого со стороны ряда арабских стран. Дело в том что, в Египте Катар поддерживал движение «Братья-мусульмане» и президента Мурси, КСА же поддерживало Мубарака, военных и Ас-Сиси. В свою очередь Иран пообещал помочь Катару с продуктами.

Что в сухом остатке?

Подводя итог, можно смело сказать, что Катар стремится развивать отношения со странами, через территории которых проходят пути экспорта нефти и газа, а также стремится влиять на положение внутри этих стран, для чего активно применяются инструменты «мягкой» силы. Говоря иными словами, Катар подстраивает свою внешнюю политику под нужды нефтегазового сектора, предпочитая использовать для продвижения своих национальных интересов инструменты «мягкой силы», о которых вы узнаете в наших следующих материалах! Подписывайтесь и ставьте лайки, чтобы не пропустить ещё больше нового и интересного про Катар и не только.

Адам Исраилов, специально для «Записок дипломата»