Крупнейший в мире на момент постройки пассажирский лайнер «Титаник» (Titanic) компании «Уайт Стар Лайн» (White Star Line) затонул в Атлантическом океане из‑за столкновения с айсбергом во время своего первого рейса 15 апреля 1912 года, по пути из Саутгемптона (Великобритания) в Нью‑Йорк (США). На борту находилось более 2200 человек. Погибли, по разным данным, от 1400 до 1517 человек, спаслись около 700 пассажиров.
План поиска «Титаника» обсуждался уже через пять дней после трагедии. Винсент Астор (Vincent Astor), сын британского миллионера Джона‑Джейкоба Астора (John Jacob Astor), объявил о своем желании отыскать место залегания судна, чтобы найти тело своего погибшего отца. Однако тело было обнаружено уже на следующий день и поиски лайнера не начались.
В 1912 году идея подъема «Титаника» ради захоронения тел погибших вместе с ним пассажиров и членов команды стала обсуждаться вновь, но, несмотря на наличие достаточных финансовых средств, с технической точки зрения такая операция в то время была невозможна.
Сейчас на дворе 21 век. Давайте предположим, что люди отыскали обломки Титаника и приступили к поднятию этого огромного судна.
В сообщении о подъеме "Титаника" указан его вес - 143 тыс. т (при водоизмещении в 66 тыс. т) . Это значит, что весь корпус судна заполнен илом. Более того, 9-метровый слой ила покрывает палубу. Все это ставит перед международной экспедицией значительные трудности.
Трудности начинаются уже с подготовительных работ по подъему большого судна. Мало определить его положение под слоем наносов - надо еще убедиться, что корабль цел, что, главное, он не лежит на дне вверх килем, - в таком случае его вообще поднимать нецелесообразно.
Предположим случай наиболее благоприятный: судно лежит на ровном киле. Тогда вначале необходимо удалить весь ил с его палубы и по бортам
Очевидно, этим должны заняться несколько глубоководных аппаратов с людьми на борту. Чтобы представить себе масштабы работ по расчистке, достаточно принести лишь одну цифру: объем ила на палубе - 300 тыс. м3!
Но вот мощные гидромониторы размыли ил, и лучи прожекторов высветили борта "Титаника". Начинается самая сложная и ответственная часть операции - крепление пластмассовых понтонов и наддув их газом. Глубоководное судно, "ответственное" за этот этап работы, нужно оснастить электролизером, механическими руками и электроаппаратурой для резки отверстий в обшивке корабля. Тросы, пропущенные механическими руками сквозь эти отверстия, накрепко соединят самые прочные части корпуса - поперечные переборки, бимсы, шпангоуты - с понтонами.
Здесь нет нужды приводить расчеты по определению необходимого числа понтонов. Скажем только, что при оптимальном объеме 300 м3 потребуется 500 пластмассовых резервуаров.
Еще одна трудность - подача электроэнергии на четырехкилометровую глубину, 20 х 109 киловатт-часов - вот каким астрономическим числом выражаются энергетические затраты только лишь на электролиз! Казалось бы, самый простой выход - соединить подводные суда с плавучей электростанцией на поверхности океана. Однако собственный вес кабелей будет столь велик, что они станут то и дело обрываться, и придется сооружать целую систему поплавков. Вот почему самое целесообразное - применить глубоководные аппараты с атомными электростанциями.
Отверстия прорезаны, понтоны закреплены. Заканчивается наддувка. "Титаник" медленно воспаряет над своим полувековым обиталищем. По мере всплытия газ будет адиабатически расширяться и выходить через нижние отверстия в понтонах, так что температура внутри их понизится примерно до 70° К и они оледенеют.
Возможные этапы работ по поднятию «Титаника» :
1. Корпус судна очищается от слоя ила мощными струями воды.
2. Механические руки прорезают отверстия для крепления понтонов.
3. Закрепленные механическими руками понтоны наполняются газом.
4. Заполненные газом понтоны медленно поднимают судно на поверхность.