Специалисты из национальной ускорительной лаборатории SLAC в США, работающей под эгидой Стэнфордского университета, просканировали 1400-летний фолиант при помощи рентгеновских лучей и выяснили, что под слоем текста религиозных гимнов скрыты параграфы медицинского трактата знаменитого греческого медика Галена из Пергама.
Гален внёс весомый вклад в понимание многих научных дисциплин, в первую очередь медицинских, таких как анатомия, физиология, фармакология и других. Его теории доминировали в Европейской медицине в течение 1300 лет.
Его анатомией, основанной на диссекции обезьян и свиней, пользовались до появления в 1543 году труда «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, его теория кровообращения просуществовала до 1628 года, когда Уильям Гарвей опубликовал свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», в котором дал описание роли сердца в кровообращении. Студенты-медики изучали Галена до XIX века включительно. Его теория о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы, актуальна и сегодня. Если что, про него хорошо Алексей Муравьев рассказывал на Науке 2.0. Кстати, тот же Муравьев очень сжато и емко рассказывает в нескольких лекциях на Постнауке про сирийский язык и культуру, о которой немного ниже.
Манускрипт хранился в монастыре святой Екатерины на Синае, откуда был вывезен и долго собирался по частям из разных частных и государственных коллекций. Написанные на сирийском псалмы были нанесены на пергамент только в XI веке, а вот скрытый текст - Галена "О смесях и силе простых лекарств" датируется значительно более ранним периодом, VI веком.
По мнению ученых этот сирийский палимпсест ( от греч. παλίμψηστον, от πάλιν — опять и ψηστός — соскобленный, то есть рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в подобном употреблении) может открыть нам неизвестные доселе работы Галена и тем самым внести чрезвычайно весомый вклад в изучение развития медицинских практик.
Потерянные сокровища Синая
Но еще хочу рассказать вам вот о чем. Вспомнила, как в одной лекции Анна Рогожина, преподаватель Школы востоковедения ВШЭ, прям с содроганием в голосе рассказывала о том, что на Ближнем Востоке, где сейчас ад кромешный, практически каждый день мы теряем уникальные памятники древности, в первую очередь те самые рукописи и палимпсесты. Ученые во время своих еще довоенных поездок в Сирию рассказывали о том, что в частном хранении, в христианских храмах и монастырях до сих пор находятся сотни, если не тысячи манускриптов, особенно на Синае. А еще европейские ученые в порыве вполне понятного желания сохранить то, что еще не разрушено временем, по сути крали у тех же сирийцев древние рукописи, и тем самым дискредитировали научное сообщество в целом. Теперь во многих монастырях просто запрещено показывать ученым даже то, что есть. Так что, никто не знает сколько еще таких удивительных открытий могло бы случиться и, видимо, не случится уже никогда.
А еще в этой связи хотела всем интересующимся посоветовать книжку Лео Дойля "В поисках Библии: Тайны древних манускриптов", она есть на флибусте. Я читала её давно, лет 7 назад, но мне запомнилось несколько практически детективных историй о том, как европейские археологи и историки добывали древние манускрипты. Там рассказывается и про то, как в Египте отыскивали папирусы на свалках Оксиринха, или в Тебтунисе откопали тысячи мумий крокодилов, обернутых листами папируса и нафаршированных свитками с греческими текстами, и про Синайский кодекс , и про свитки из Кумранских пещер. Или вот знаете, какие папирусы находили в Египте чаще всего? Не поверите — списки «Одиссеи» и «Иллиады:
«Эпос о Троянской войне оставался своего рода греческой библией на протяжении эллинистической, римской и ранневизантийской эпох, и количество найденных списков просто ошеломляло своим изобилием, что заставило кроткого Ханта сделать святотатственное замечание: «Громадная популярность этого барда подвергала терпение археолога одному из наиболее тяжких испытаний. На его глазах извлекается из земли еще один крупный фрагмент литературного текста, и он на какое‑то мгновение теряется в догадках, какое же новое сокровище удалось ему обнаружить, но можно ставить десять против одного, что это опять всего‑навсего старик Гомер».
В общем, мне, конечно, хочется верить, что на Ближнем Востоке нас ждет много новых открытий в области папирологии и археологии вообще, но мы все помним, что случилось с Пальмирой, а это как-то не вселяет уверенности.